Из Года молодежи — в Год волонтерства: каким 2019 стал для молодежи Шымкента

В Казахстане завершается Год молодежи. А, давайте, сверим на шымкентском примере, то, какие задачи он был призван решить,
с тем, что осуществилось на самом деле.

ЗАДАЧИ
В конце января 2019 года на торжественной церемонии открытия Года молодежи глава государства Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что «все предпринимаемые усилия нацелены на подготовку страны к будущему прорыву и направлены на создание сильного Казахстана».
Президент поручил правительству создать Дорожную карту по поддержке молодого поколения. И она была создана. Вам, к сведению, Дорожная карта Года молодежи состоит из пяти ключевых направлений – это обеспечение трудовой молодежи жильем, трудовая занятость молодежи, развитие образования и волонтерства, развитие социальной активности молодежи, целый комплекс мероприятий, нацеленных на поддержку молодой семьи, здоровья и социальной инклюзивности.
Еще в начале года Елбасы поручил правительству обеспечить в Астане, Алматы и Шымкенте строительство не менее одной тысячи квартир в год для работающей молодежи. Эти квартиры должны быть отнесены к категории арендного жилья. Президент отметил, что претендовать на такое жилье могут те, кто работает и имеет доход. Нурсултан Назарбаев призвал руководителей предприятий всех форм собственности принять активное участие в создании жилищных условий для своих молодых сотрудников.
В 2018 году в Казахстане выпускниками школ стали более 125 тысяч молодых людей. «В среднесрочной перспективе численность молодежи, выходящей на рынок труда, будет только расти. В настоящее время в стране порядка 300 тысяч человек, или девять процентов молодежи, не вовлечены в образовательную и трудовую деятельность. Необходимо принять эффективные меры, которые будут способствовать ежегодному сокращению данной категории молодежи», – сказал на открытии Года молодежи президент. Он поручил правительству создать Фонд поддержки молодежных стартапов, а также – увеличить грантовое финансирование фундаментальных и прикладных исследований молодых ученых на три миллиарда тенге ежегодно.
Одним из приятных для студентов стало известие о поручении правительству 30-процентного повышения стипендий учащихся вузов, активно занимающихся волонтерской деятельностью и повышения пособия для работающей молодежи, переезжающей в сельскую местность, с 70 до 100 МРП.
Елбасы рассказал о необходимости расширить сферу применения дистанционного обучения. Он поручил правительству поддержать перспективный проект Open University, а также разработать программу «Жас маман». Планируется, что в каждом регионе будет по-новому работать как минимум один передовой вуз и десять колледжей с обновленной учебной программой и преподавательским составом, включающим иностранных специалистов.

РЕШЕНИЕ ЖИЛИЩНОГО ВОПРОСА
Поручение Нурсултана Назарбаева об обеспечении работающей молодежи жильем начало выполняться. Для этой категории граждан в Шымкенте планировалось выделить 904 арендные квартиры. Из них 304 квартиры выделены в домах, где строительство завершено или завершается. 600 квартир будут выкуплены. В Шымкенте для работающей молодежи определено шесть домов, расположенных по адресам: микрорайон Шымкент-сити, административно-деловой центр, улица Акназар хана, улица Гагарина.
16 декабря – в День независимости – аким города Шымкента Ерлан Айтаханов вручил ключи от квартир молодым врачам, педагогам, инженерам, работникам коммунальных служб, предприятий, правоохранительных органов, культуры, спорта, строителям, энергетикам. Многоэтажный дом, где в этот день прошло столько новоселий, расположен по улице Акназар хана.
«Особенность этой программы в том, что молодые люди за это время могут скопить средства для приобретения собственного жилья. В месяц такие квартиры обойдутся им в 5-7 тысяч тенге», – сказал Ерлан Айтаханов. После пяти лет с арендного жилья нужно будет съехать.

РЕШЕНИЕ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
По этому вопросу РАБАТ побеседовал с Тахиром Фатуллаевым, студентом 4-го курса ЮКГУ имени М. Ауэзова (кафедра «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды»). Мы поинтересовались у старшекурсника тем, почувствовал ли он Год молодежи, что дал ему этот год?
И вот что он нам ответил. «Мне выпала возможность стать участником обучающего проекта «Жас касипкер», запущенного Национальной Палатой предпринимателей «Атамекен», – сказал Тахир Фатуллаев. – Я получил новые для меня навыки и знания в области предпринимательства. Здорово то, что по окончании курса, получив сертификат, я могу претендовать на безвозмездный грант для реализации своего стартапа.
Также я был участником встречи проекта U:tolk [Сен: сөйле], «Шымкент: молодежный город». Вместе со своими сверстниками имел возможность пообщаться с представителями «Shymkent Adalayq Alany» AO СПК «Shymkent». На встрече мы обсуждали возможности программ, запущенных в рамках «Года молодежи», подняли ряд проблем. Ценность подобного общения в некой обратной связи между представителями социальных организаций и простыми обывателями».
Тахир продолжил: «Наверное, основной посыл, который несет в себе «Год молодежи», это решение актуальных проблем молодого поколения и создание условий для ее всестороннего развития.
Для решения этих вопросов был запущен ряд проектов. Часть из них посвящена улучшению качества образования, другая часть – решению проблем доступного жилья, третья – развитию предпринимательства. Также создано множество волонтерских организаций и многое другое. Меня, как студента, особо радуют два момента. Во-первых, запланированное повышение стипендий. Во-вторых, внедрение новых программ образования и выделение дополнительных грантов учащимся».
Саму идею Года молодежи Тахир считает очень грамотной стратегией, ведь от развития, образования нынешней молодежи зависит будущее страны. Он верит в эту перспективу.
«Проекты, заложенные в этом году, раскрывают огромный спектр возможностей и создают нам условия для того, чтобы учиться, работать и всесторонне развиваться, – убеждает меня студент. – Думаю, что эти проекты с наступлением нового года будут только продолжать набирать обороты. На самом деле программы для развития молодежи внедряются в Казахстане уже давно, к примеру, такие как «Болашак»… А этот год стал трамплином для нового вектора – решения социально-жилищных вопросов молодежи».

БИЗНЕС – ОТКРОВЕНИя
Было очень интересно узнать о том, что Национальная Палата предпринимателей РК «Атамекен» совместно с МОН РК запустили проект «Основы предпринимательской деятельности». В Шымкенте к проекту были привлечены студенты двух вузов – ЮКГУ им. М. Ауэзова и ЮКПУ. Об этом нам тоже рассказал Тахир Фатуллаев.
С начала этого учебного года в ЮКГУ для 2772 студентов старших курсов всех факультетов был внедрен предмет «Экономика предприятия и бизнес-планирование». Суть предмета студентам разъясняют 36 лекторов, в их числе специалисты кафедры «Экономическая теория» во главе с заведующей этой кафедры Азизой Тоймахамбетовной Мергенбаевой, а также лекторы-практики – директор РПП города Шымкента Нурлан Кабиштаев, директор ТОО «Композит Билдинг», член СДЖ г. Шымкента Гульбахира Тажибаева и заместитель директора Палаты предпринимателей г. Шымкента Олжас Жансеитов.
По мнению самих студентов, этот курс помогает им постичь все необходимые навыки для ведения современного бизнеса, такие как: налогообложение, основы маркетинга, стратегии продаж, аутсорсинг, правовые отношения, ориентирование на региональную специфику стартапа и многое другое.
По мнению Тахира Фатуллаева лекции людей, которые знают о ведении бизнеса «не понаслышке» и откровенно делятся с ними своими знаниями и опытом, для них просто бесценны. «Мы через это постигаем базовые предпосылки ведения бизнеса. Эти «бизнес-откровения» дают понять простую истину – для того, чтобы стать успешным предпринимателем, не нужен «особенный талант», с которым нужно родиться или какая-то сверхспособность. Достаточно иметь желание, упорство и необходимые навыки, которые каждый человек может в себе развить, – поделился с нами своими мыслями Тахир. – Вообще, очень здорово, что есть такие действительно эффективные и действенные проекты по развитию молодого поколения, позволяющие быть более подготовленными к реалиям жизни и смело шагнуть в сферу предпринимательства».

РЕШЕНИЕ – МОЛОДЕЖНЫЙ СТАРТАП
Слова словами, а что на деле? Какие проекты предлагает внедрить сама молодежь?
Однокурсники Тахира Фатуллаева в части задумок-проектов «всеядны». Разумеется, с учетом региональной специфики. Немало проектов было связано с сельским хозяйством, в частности, это животноводческие фермы, теплицы для выращивания овощей. Есть и те, кто хотел бы заниматься в текстильном и мебельном секторах экономики. К примеру, есть проекты по созданию цехов по пошиву индивидуальной одежды, спецодежды, цеха по сборке мебели. Ну и конечно же «обласкана вниманием» сфера общепита – это всевозможные кафе, кондитерские, фаст фуд.
Сокурсниками были предложены и такие оригинальные проекты, как, например, «Магазин комиксов», «Антикафе».
Есть у Тахира и свой проект – «Рекламные пилларсы». Пилларс – это крутящийся, четырехсторонний стенд, подсвечиваемый изнутри. Такие пилларсы мы видели в современных зарубежных фильмах. Конструкция пилларса представляет собой прямоугольный параллелепипед высотой два метра. Требуемая площадь – всего один квадратный метр! Один оборот вокруг своей оси изделие осуществляет примерно за одну минуту. Вес – около 25 кг. Каркас этой конструкции как правило сделан из алюминия, стенки из поликарбоната, который отлично передает и рассеивает свет по афише. На афишу накладывается оргстекло, которое не только защищает ее от механических повреждений, но и придает глянцевый вид. В итоге всю эту конструкцию, ярко освещенную изнутри светодиодами, вращает электродвигатель малой мощности. Такая конструкция более пригодна для размещения в помещениях. Пилларсы применяются в качестве рекламных и информационных носителей.
И хотя, по мнению Тахира, размещение рекламы на пилларсах – это способ не новый, но еще не распространенный в Шымкенте, поэтому он и хочет занять эту нишу.
Данный вид рекламы является абсолютно универсальным. Пилларсы могут рекламировать как магазины и товары здания, в котором он размещен, так и продвигать предпринимателей, занятых в сфере услуг, например: доставка еды, каршеринг, бьюти салоны и т. д.Так же, пилларсы могут выступать в виде афиш, на которых может размещаться информация планируемых концертов звезд, открытие новых заведений, планируемые в городе мероприятия и даже популяризация новых государственных программ и услуг для населения.
Проекты-идеи предложены. Что дальше? Пока все они получили только сертификаты. Но благодаря им эти проекты могут претендовать на гранд.
… Вот таким оказался уходящий Год молодежи. А вам известно, что он плавно перетекает в Год волонтерства? Это значит, что в наступающем году нас ждет немало интересного, благотворительные проекты-акции-движения. Словом, чуть ли не эра милосердия. Коремиз – поживем – увидим.

Фарида ШАРАФУТДИНОВА

Реклама