75-летию Великой Победы посвящается
Помните диалог из фильма Георгия Данелия «Тридцать три». Журналистка обращается к герою фильма Травкину (его играет Евгений Леонов):
«- Вы были за границей?
— Нет! (это за героя фильма быстро ответила начальница из облздрава). Но тот ее поправляет:
— Почему?! Был. В Берлине, в Праге.
— Вы ездили туда по служебным делам?
— Я не ездил, я пешком.
— В качестве туриста?
— Нет. В пехоте».
Примерно так же мог ответить на этот вопрос и наш земляк, герой нынешнего номера газеты «РАБАТ» Абдумалик Турсуметов.
Он был за границей, в первой половине 40-х годов. Прошел пешком всю западную часть СССР, а затем — Румынию, Югославию, Венгрию и закончил свой пеший «вояж» в Чехословакии.
По времени это заняло период – с 14 сентября 1942 года по март 1945. Десантник. И в те года это были элитные войска. «Элитность» объяснялась особыми боевыми задачами, которые были под силу только ей — оперативной, универсальной, несгибаемой «десантуре».
На сайте I гвардейской Воздушно-десантной дивизии «Солдаты и офицеры I гвардейской ВДД» значится: «Турсуметов Абдумалик Рузметович — ст. сержант, командир отделения ПТР 3 гв. Вдсп». Поясняю, ПТР – это противотанковое ружье, а ВДСП — воздушно-десантный стрелковый полк.
Ко времени призыва в Красную армию Абдумалику Турсуметову исполнилось 22 года. В 1939 году он закончил Чимкентский сельхозтехникум, после которого поступил в чимкентский филиал Ташкентского института инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства (ТИИМСХ). Трудился в Южно-Казахстанском облводхозе в должности техника-топографа и изыскателя, где проработал до сентября 1942 года — вплоть до призыва в армию. Сначала попал в Десантное звено ордена Суворова дивизию (город Бухара).
В годы войны I гвардейская Воздушно-десантная дивизия неоднократно реформировалась. Окончательно была сформирована в декабре 1942 года на базе управления 4-го воздушно-десантного корпуса 2-го формирования и 1-й воздушно-десантной бригады. После сформирования включена в особую группу войск под командованием генерал-полковника Михаила Хозина. В середине февраля 1943 года дивизия сосредоточилась южнее Залучья для ввода в прорыв в полосе наступления 1-й ударной армии. В марте и августе 1943 года вела безуспешные наступательные бои с целью разгрома старорусской группировки противника и овладения городом Старая Русса… То есть сержант, а затем – старший сержант Абдумалик Турсуметов сполна познал горечь поражений, позор и отчаяние вынужденных отступлений.
Их десантная дивизия участвовала в боях при завершении освобождения Левобережной Украины в районе восточнее Кременчуга, 9 октября 1943 года форсировала Днепр в районе острова Молдаван, Солошино, Переволочная, находясь во втором эшелоне армии. В январе-феврале 1944 года принимала участие в Корсунь-Шевченковской операции, в августе – в Ясско-Кишинёвской операции и 31 августа 1944 года вступила в Бухарест.
Осенью была Будапештская стратегическая операция. В ней тоже приняла участие I гвардейская Воздушно-десантная дивизия.
К концу февраля 1945 года части дивизии вышли на реку Грон, участвовали в Братиславско-Брновской операции и Пражской операции.
По подчиненности это был 2-й Украинский фронт.
В марте 1945 года Абдумалик Турсуметов с фронта был направлен на учебу в Москву, в институт иностранных языков Советской Армии. По всей видимости это были краткосрочные курсы, потому как по окончании уже одного курса он был направлен на Забайкальский фронт в качестве военного переводчика.
В этот же период (в июне—июле 1945 года) его родная дивизия была передислоцирована на территорию Монголии в район города Чойбалсан, где в августе 1945 года приняла участие в Хингано-Мукденской операции. Закончила войну родная Абдумалику Рузметовичу дивизия в районе Тунляо (это внутренняя Монголия, Китай).
К слову, бродя по интернету в поисках интересной информации об этой прославленной I гвардейской Воздушно-десантной дивизии, я натолкнулась на два таких любопытных факта. Первый – в дивизии с мая 1942 года по декабрь 1942 года был сын полка — Никандров, Василий Павлович, впоследствии полный кавалер Ордена Славы.
Второй факт — медалью «За отвагу» отмечен Меер Шмульевич Шульруфер — отец артиста эстрады Яна Арлазорова; лейтенант медицинской службы, начальник медицинского снабжения 12-го отдельного медсанбата дивизии…
В октябре 1945 года старший сержант Турсуметов был демобилизован.
Путь домой, в Чимкент, в теплушке поезда был хоть и долгим, но радостным. А чего грустить?! Страна победила – это главное. Остался живым, а мог ведь и погибнуть. У него было лишь одно серьезное ранение. Все остальное – образуется…
Уже была холодная осень, а на душе было тепло от предстоящей встречи с родными, по которым он очень скучал. Тосковал по дорогой маме Бибихан (отец до этого дня не дожил, его не стало в 1942), братьям и сестре.
Когда у порога дома он обнимал родных, те не сводили восхищенных взглядов с ордена Красной Звезды, украшавшей грудь их дорогого Героя. Они действительно гордились им…
К слову, старший брат Абдумалика — Абдурашид пропал без вести на войне. И в последствии Абдумалик Рузметович всю жизнь поддерживал семью брата — его жену и детей, поднимал их «на ноги», выучил, вырастил. Дом для них он построил рядом со своим…
После демобилизации Абдумалик Рузметович стал работать в железно-дорожном райисполкоме в Чимкенте на должности секретаря райисполкома. Закончил двухгодичную райпартшколу. В ноябре 1946 года был переведен в облисполком помощником председателя облисполкома — референтом по водному хозяйству. На этой должности он проработал до 29 ноября 1952 года. Затем переводом вступил в должность директора облэлектро.
Вот с этой поры – конца ноября 1952 года по май 1982 года — до выхода на пенсию, то есть 30 лет трудового стажа, были неразрывно связаны с энергетикой Казахстана. Сколько линий электропередач было протянуто специалистами его мехколонны, сколько построено подстанций! Сколько благ цивилизации стали доступны сотням тысячам казахстанцев в самых отдаленных районах страны. Уходил на заслуженный отдых Абдумалик Рузметович с должности начальника Чимкентской мехколонны треста «Южказэлектросетьстрой».
К его боевым наградам прибавились и трудовые — два ордена «Трудового Красного Знамени» (1966 и 1971 гг), а также «Почетная грамота Верховного Совета Каз. ССР». В 1970 году Абдумалику Турсуметову было присвоено почетное звание «Заслуженный строитель Казахской ССР».
Не единожды он избирался депутатом Чимкентского гор- и облисполкомов.
К слову, в 2006 году в астанинском издательстве «Руна» вышла книга «Энергетики Казахстана», в которую включены биографии наиболее известных тружеников электроэнергетических ресурсов страны. В их число вошел и Турсуметов Абдумалик Рузметович. Нам всем хорошо бы не забывать о том, что все нынешние достижения в электроэнергетике Республики Казахстан достигнуты благодаря самоотверженному труду, в том числе и прежних работников отрасли. Их профессионализм, опыт, преданность однажды выбранному делу – это надежный фундамент, на котором основана вся энергетика Казахстана. Впрочем, это в равной степени касается тружеников и других отраслей экономики страны. Благополучие современного независимого Казахстана построено не с нуля, как считают некоторые, в его основании — прочный советский фундамент.
… Тот диалог из фильма Георгия Данелия «Тридцать три» завершается так:
«- Иван Сергеевич, это и есть наверное счастье?
— Счастье — это когда утром хочется на работу, а вечером – домой».
И Абдумалик Разметов каждое утро просыпался с ощущением радости от начала дня, свежести утра, предстоящих дел. Он считал, что ему очень повезло в жизни – видеть в относительно короткое время результат своего труда, труда большого коллектива, которым он руководит.
3 марта 2020 года Абдумалику Рузметовичу Турсуметову исполнилось бы ровно 100 лет. За отпущенные ему 64 года жизни он многое успел – и быть надежным защитником Родины, и заботливым сыном, и нежным отцом четырех сыновей и одной дочери, и профессиональным руководителем. Знал цену мира, труда, хлеба, воды, верности, дружбы. Он не был многословным, чересчур эмоциональным. Одного его строгого взгляда хватало на то, чтобы неряха исправил небрежность, лентяй поднялся с дивана и приступил к работе.
Да, проще ничего не делать, но результата-то не будет, не останется доброго следа о тебе на Земле. Его коллеги, подчиненные до сих пор с теплотой вспоминают, точнее, гуляют по саду с плодовыми деревьями, когда-то посаженными Абдумаликом Рузметовичем на территории предприятия. Его дети, внуки, а теперь и правнуки хранят о нем добрую память. И в самые непростые моменты своей жизни задаются вопросом: а как бы в такой ситуации поступил бы мой отец (дед, прадед)? Был бы он доволен моим поступком. Для них он был и остается эталоном порядочности, ориентиром в жизни.
Фарида ШАРАФУТДИНОВА