Что должно произойти, чтобы мама решила продать своего родного ребенка?
Гузаль Ауельбекова возглавляет общественный фонд, и каждый день сталкивается с многодетными и малообеспеченными семьями. Помогает женщинам, которые даже в одиночку, тянут не одного, а несколько своих детей. И отказаться, или того хуже, продать их им и в голову не приходит, говорит общественница. А потому, такие случаи Гузаль считает, скорее исключением из правил.
«Либо там психическое отклонение, либо там идет явное давление со стороны родственников, потому что абсолютно, покинутая всеми, брошенная родственниками и родными, девочка может пойти на такой шаг, если оказывалось давление, избавься, он тебе не нужен и чтобы так просто даром не отдавать называют любую сумму», — говорит Гузаль Ауельбекова, руководитель общественного фонда.
В Казахстане к многодетным и малоимущим особое отношение. Им выплачивают деньги из бюджета, предоставляют продукты, льготы, помогают им и общественные фонды — продуктами, одеждой, бесплатно обучают профессиям и трудоустраивают. А потому, говорит психолог Герман Владимиров, в случаях, когда женщины решают поправить свое материальное положение и продать своих детей словно вещь, говорит о моральном разложении общества.
«Это больше похоже на деградацию общества. Это нужно воспитывать в школах, нужны зрелые преподаватели, которые об этом говорят. Семья, отношение к ней, закладывается в семье. Мы берем первоначально пример, но это должно фиксироваться со школьной скамьи, должны объяснять какова ответственность», — говорит Герман Владимиров, психолог.
Но не все гонятся за материальной выгодой, некоторые женщины, не от хорошей жизни, хотят пристроить своих детей в хорошие руки. Вот только законно сделать этого не получится, говорят юристы. Разреши … и в стране начнет процветать настоящая торговля детьми. При этом, купить ребенка в разы легче, нежели пройти официальную процедуру усыновления.
«Мне кажется та семья, которая хочет усыновить или удочерить, им наоборот нужно помогать, но вот эти вот препоны создаются, многие искусственно создаются кстати. Если есть человек можно докопаться, что у него не то», — говорит Евгений Яворский, адвокат.
Официальной статистики купли-продажи детей в Казахстане никто не ведет. Но в действительности она существует. Чтобы хоть как то снизить эти случаи, говорят специалисты, нужно упростить процедуру усыновления и избавить людей, которые хотят взять малыша из детдома и подарить ему семью, от бюрократических проволочек.
Двоих детей пытались продать в Шымкенте в прошлом году. Одна 30-летняя женщина оценила своего полуторогодовалого сына в 1 миллион тенге. Правда, в роли покупателя выступили полицейские, которые и задержали женщину на месте, когда она получила из их рук деньги. Вторая жительница мегаполиса пыталась продать еще неродившегося малыша. При этом обе были многодетными.