Поправки в Налоговый кодекс увеличат число казахстанцев с зарплатой в конвертах

254

Уже сегодня высокая налоговая нагрузка мешает легализации зарплат, поэтому около 2 млн человек получают «серую» зарплату.

С нового года вступают в силу новеллы Налогового кодекса, которые кардинально отразятся на деятельности всех частных предприятий и на наемных работниках в том числе, передает inbusiness.kz.

Как известно, с 2025-го ставка социальных отчислений повышается с 3,5% до 5%, ставка социального налога с 9,5% до 11%, и обязательные пенсионные взносы работодателя повысятся с 1,5% до 2,5%.

По сути, к нагрузке на фонд заработной платы добавляется еще 2,5% к 40% существующим. Ранее о том, что нагрузка на фонд заработной платы в настоящий момент составляет 40%, неоднократно говорил Максим Барышев, основатель группы компаний «Учёт кз». То есть сумма составляет порядка 40% от того, что сотруднику работодатели выдают на руки.

Сегодня корпоративный подоходный налог составляет 20% от прибыли, и некоторые предприниматели выбирают платить своим сотрудникам минимальную заработную плату, чтобы сэкономить на налогах. Они выплачивают остальную часть дохода нелегально после уплаты налога.

Почему ситуация усугубляется

Предстоящее увеличение ставок социальных отчислений и пенсионных взносов вызывает беспокойство среди предпринимателей.

Напомним, ранее бизнес-сообщество инициировало вопрос по введению единого социального налога в размере 20% в рамках подготовки проекта нового Налогового кодекса.

Сегодня значительная налоговая нагрузка на бизнес препятствует выводу сотрудников из тени, и речь идет о цифрах в районе 2 млн человек, которые получают зарплату «в конвертах». Если эта нагрузка на фонд заработной платы повысится еще, то и добросовестная часть предпринимателей уйдет в тень, прогнозируют эксперты.

По мнению бизнес-сообщества, сейчас ситуация несколько усугубляется. Дело в том, что со стороны госорганов инициируются вопросы по повышению отчислений.  Налоговая нагрузка будет увеличиваться поступательно в течение нескольких периодов. По итогам следующего года, ориентировочно, она может вырасти в районе 2,5% минимум. Бизнес видит в этом риски, причем достаточно серьезные.  Поэтому бизнес-сообщество в целом просит, наоборот, понизить эту ставку, которая уже сейчас чрезмерная и давит на предпринимателей, на фонд оплаты труда в Казахстане.

Еще на недавнем форуме, посвященном малому и среднему бизнесу, отмечалось, что этот вопрос необходимо решать через оптимизацию внутренних процедур в самом государстве, вместо того чтобы перекладывать всю ответственность на бизнес-сообщество, а также следует пока заморозить на текущий момент все повышения.

«Мы полагаем, что это будет давление на бизнес, будет вынуждать бизнес и обычных людей уходить в тень по получению зарплаты. И, соответственно, считаем, что государству необходимо найти иные механизмы по решению данных вопросов, чем перекладывать всю эту финансовую нагрузку на бизнес и общество. Мы свое видение сформулировали в виде предложения, которое было поддержано на съезде национальной палаты предпринимателей всего Казахстана. И, соответственно, настаиваем на том, что, сейчас не время проводить такие реформы и тем самым еще больше увеличивать нагрузку на бизнес», – отметил Тимур Жаркенов, заместитель председателя правления НПП «Атамекен» в ходе круглого стола, инициированного группой компаний «Учет кз».

В свою очередь директор департамента налоговой и таможенной политики МНЭ РК Ерлан Сагнаев сообщил, что совместно с фискальными органами ведомство сталкивается с проблемой легализации трудовых отношений между гражданами и работодателями. Это важно для обеспечения социальной защищенности, доступа к медицинским услугам и получения государственных благ, которые доступны только социально обеспеченным гражданам.

Но есть и негативные аспекты. По данным комитета государственных доходов (КГД), более 70% работников, работающих в рамках специального налогового режима с упрощенной декларацией, получают минимальную заработную плату, что вызывает сомнения в правдивости этих данных. Большая часть зарплат выплачивается «в конвертах».

«Мы находимся на этапе, когда необходимо разработать меры, которые бы побудили работодателей к прозрачным отношениям и обеспечили бы социальную защиту граждан. Для этого требуется гражданская ответственность.  При этом присутствует и другая сторона проблемы: значительная закредитованность населения и множество алиментных обязательств заставляют граждан скрывать свои реальные доходы от бухгалтерии и судебных исполнителей. Поэтому я считаю, что нам нужно взвешенно подойти к этому вопросу и двигаться вперед, а не назад. Несмотря на то, что некоторым гражданам может быть удобно получать зарплату «в конвертах», это в первую очередь касается будущего страны и социальной защищенности. Мы готовы рассмотреть встречные шаги, но из-за отсутствия согласия внутри правительства вопрос остается нерешенным в рамках проекта Налогового кодекса», – подчеркнул Сагнаев.

Ставка соцотчислений возвращается к 5% исторически

Между тем, по информации минтруда РК, социальные отчисления установлены в размере 5% исторически с 2010 года. На период с 2018 года по 2024 год ставка социальных отчислений была приостановлена. Она была снижена в размере на 1,5-3,5%. С 1 января 2025 года ставка восстанавливается и возвращается к 5%. Касательно нагрузки на фонд оплаты труда — на сегодняшний день она составляет 16,5%. А 38,5% — это уже с учетом того, что работник со своего дохода платит, и фонда оплаты труда.

Кроме того, с 1 января вводится обязательное страхование для тех, кто занимается гражданским правовым характером и получает доходы. Они будут охвачены системой социального страхования.

«Участие в системе социального страхования имеет свои преимущества. При наступлении пяти социальных рисков: утрата трудоспособности, потеря кормильца, потеря работы, выплаты по беременности родом и уход за ребенком. То есть данные лица, которые будут участвовать в системе обязательства на страхование, будут претендовать на эти социальные выплаты», – отмечают в ведомстве.

Один работодатель оплачивает две пенсии

Также в минтруда напомнили о том, что с 1 января 2024 года пенсионные накопления работающих казахстанцев пополняются большими темпами за счет новых обязательных пенсионных взносов работодателя (ОПВР). ОПВР платят работодатели за своих работников за счет собственных средств по ставке 1,5%. С каждым годом ставка будет увеличиваться и в 2028 году дойдет до 5%.

ОПВР введены в целях повышения благосостояния казахстанцев и будущих пенсионеров. Перечисление ОПВР работодателями за своих работников позволит обеспечить старость этих работников дополнительной накопительной пенсионной выплатой. Участие работодателя в уплате пенсионных взносов — это классическая модель реализации принципа социальной ответственности бизнеса за пенсионное будущее своих работников.

Обязательный пенсионный взнос работодателя будут уплачивать с января этого года не за всех работников, а за рожденных после 1 января 1975 года. Это связано с отсутствием у них права на солидарную пенсию. При этом в минтруда все-таки соглашаются с тем, что минус ОПВР в повышенной нагрузке для предпринимателей.

Отметим, что ОПВР не передается по наследству, а по распределительному принципу делится на всех.

В настоящее время работодатель одновременно оплачивает пенсию текущих пенсионеров через систему налогообложения и будущих пенсионеров через систему обязательных пенсионных взносов работодателя. По сути, один работодатель оплачивает две пенсии. Ставка ОПВР повышается в 2025 году с 1,5% до 2,5%.

В дальнейшем ставки продолжат расти ежегодно, пока не достигнут 5% в 2028 году. Первые платежи за счет обязательных пенсионных взносов работодателя начнутся только в 2038 году.

До этого времени обязательные пенсионные взносы работодателя будут накапливаться в Едином пенсионном фонде. Итоговое повышение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда составит: социальный налог – 1,5%, социальные отчисления – 1,5% и обязательные пенсионные взносы работодателя – 1%. Итого номинальная ставка повышения составит 4%.

Бизнес-сообщество полагает, что на самом деле 4% – это не итоговая ставка, так как при расчете заработной платы имеются пороговые пределы, вычеты по индивидуальному подоходному налогу и так далее.

Отмечено, что в Казахстане налоговая нагрузка на фонд оплаты труда составляет 37-44%, что выше, чем в странах ОЭСР (33-39%), где доходы и уровень жизни гораздо выше. Поэтому необходим тщательный анализ адекватности налоговой нагрузки с участием бизнеса и работников. Повышение единого платежа с 21,5% до 23,8% негативно скажется на малом бизнесе, где фиксированная маржа составляет 10-20%.

Также с 2025 года вводятся социальные отчисления по договорам ГПХ, что снизит доходы физических лиц на 5% или повысит стоимость услуг. Это отразится на себестоимости товаров и услуг.

Предприниматели сталкиваются с трудностями в поиске квалифицированных работников, что усугубляется высоким уровнем конкуренции. Увеличение налогов создает дополнительное бремя для них, так как любые повышения отчислений ложатся на их плечи. Это касается не только зарплат, но и налогов по гражданским договорам.

Участники круглого стола отметили, что бухгалтеры испытывают стресс из-за постоянных изменений в законодательстве и задержек в обновлении систем.

По мнению Лолиты Закировой, аудитора и налогового консультанта РК, законотворцы должны прислушиваться к бухгалтерскому сообществу и упрощать процессы. В преддверии принятия нового Налогового кодекса важно сохранить текущие налоги и сделать единый платеж по заработной плате одинаковым для всех, так как существующие нюансы и недоработки системы единого платежа требуют улучшения.

По итогам круглого стола экспертами вынесены предложения по улучшению ситуации:

  • отложить повышение налогов и социальных платежей до 2026 года и пересмотреть налоговую нагрузку;
  • модернизировать Бюджетный кодекс для сбалансирования расходов и доходов;
  • признать социальные платежи налогами и рассмотреть их перераспределение.
Реклама