За три месяца до Победы…

55
Военный мемориал солдатам Советской армии в Бранево

Спустя 79 лет южноказахстанский пенсионер из Састобе смог найти место захоронения своего дяди, погибшего в феврале 1945-го в бою на территории Польши.

Почему поиск ведет племянник, а не сын?
Этот вопрос в свой адрес в различных «высоких кабинетах» не раз слышал Бейсенбек Шильмурзаев. Даже привык к нему. Он – племянник Байсерика Турембекова, десятилетия не прекращал поиски единственного братишки своей мамы, погибшего на полях сражений Великой Отечественной войны.

Дело в том, что у Байсерика Турембекова попросту не было детей. Он не успел обзавестись своей семьей: война нарушила планы этого юноши на мирную жизнь, впрочем, как и планы миллионов других советских людей.

Давно ушли из жизни и родители погибшего солдата, и его сестра Кульпаршин. Перед уходом в мир иной она взяла слово с сына Бейсенбека, что тот отыщет могилу своего дяди.

«Понимаешь, раз в похоронке, пришедшей на него, написано, что он без вести пропал, это значит, что он погиб, лежит в холодной чужой земле. Другого варианта быть не может. Ну не мог он попасть в плен, для него это равносильно предательству, лучше смерть. Говорю так, потому что знаю характер своего братишки!» – говорила Кульпаршин сыну.

Десятилетия неопределенности
Все-таки в какое информационно насыщенное время мы живем! Сколько возможностей оно нам подарило! Появился интернет, один за другим открываются военные архивы, связаться с любым нужным тебе ведомством в любой точке мира становится все проще.

По большому счету, сейчас, чтобы выйти, как в данном случае, «на след» погибшего бойца, нужны две составляющие: первое – желание, второе – грамотные, порядочные товарищи и друзья.

Ну, с первой составляющей понятно – просьба матери оставалась неисполненной. Со вторым условием нашему аксакалу из Састобе несказанно повезло. Рядом с ним находятся его товарищи, готовые придти на помощь в нужный момент. Прежде всего это председатель совета старейшин Састюбинского поселкового округа Серик Мендыбаев и специалист Састюбинского поселкового акимата Алшынбек Жаксыбаев, а также председатель Совета ветеранов Т. Кузембаев и активист Есимхан Лесбаев.

Вместе с ними, особенно с грамотнейшим Сериком Мендыбаевым, Бейсенбек агай закидал письмами и обращениями архивы Министерства обороны Казахстана, начиная с районного уровня. Они не раз писали и в Подольск в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации.

Хлопоты последних двух лет не прошли-таки даром! Нашлись, нашлись документальные данные по Байсерику Турембекову. Стали известны и место захоронения, и данные о боевом ордене погибшего земляка.

Что стало известно о Байсерике?
Байсерик Турембеков родился на станции «Бадам» Туркестанской железной дороги в 1925-м. Дата поступления на службу – 18 мая 1942 года, воинское звание – старший сержант. Был призван Орджоникидзевским РВК Кустанайской области, где проходил учебку, постигал тонкости артиллерийского дела. Учился там вместе с Хамитом Кунербаевым, с которым, судя по письмам домой, подружился.

Забегая вперед, отмечу, что друзья погибли с разницей в 13 дней, похоронены в одной братской могиле. По мемориальной доске Хамита Ермаганбетовича родные и нашли доску Байсерика Турембекова… Последнее место службы – 717 сп 170-я стрелковая Речицкая Краснознаменная ордена Суворова дивизия.

Байсерик Турембеков был награжден орденом Славы III степени. Сохранилось краткое донесение командира 717 сп подполковника Пруцакова о подвиге нашего Героя. Вот оно: «Наводчик 45 мм пушки красноармеец Турембеков Байсерик в бою 12.10.1944 года из своей пушки уничтожил две пулеметные точки противника».

…Дата выбытия – 3 февраля 1945 года, причина – убит на поле боя. Первичное место захоронения – Польша, Варминьско-Мазурское воеводство, г. Бранево, деревня Диттерсдорф, ул. Эльблонска, дивизионное кладбище 170-й стрелковой дивизии.

В каком сражении погиб?
По имеющимся на руках данным выяснила в интернете следующее. В то время в тех местах шла Висло-Одерская операция – это одно из крупнейших сражений Второй мировой войны. Есть точные сроки  проведения – с 12 января по 3 февраля 1945 года.

Проводилась операция силами 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов, руководили которыми маршалы Георгий Жуков и Иван Конев соответственно.

В ходе Висло-Одерской операции от немецких войск была освобождена территория Польши к западу от Вислы, а также захвачен плацдарм на левом берегу Одера, использованный впоследствии при наступлении на Берлин.

Эта операция вошла в военную историю как самое стремительное наступление. Судите сами: на протяжении 20 суток советские войска продвигались на расстояние от 20 до 30 км в день! За это время они преодолели семь укрепленных рубежей противника и две крупные водные преграды.

Спустя десятилетие генерал-майор танковых войск вермахта Ф.В. фон Меллентин в своих «оправдательных мемуарах» (Panzer battles 1939-1945 – London, 1956) вспоминал: «Русское наступление за Вислой развивалось с невиданной силой и стремительностью, невозможно описать всего, что произошло между Вислой и Одером в первые месяцы 1945 года. Это была трагедия невиданного масштаба. …Европа не знала ничего подобного со времени гибели Римской империи».

Безвозвратные потери Красной армии в ходе той операции составили 43,3 тыс. человек, среди которых – наш дорогой земляк Турембеков Байсерик, которому не было и 20 лет. И погиб он как раз в день завершения этой Висло-Одерской операции – 3 февраля…

«Надо ехать!»
Так решил Бейсенбек агай, когда у него на руках были все данные о дяде.
Место братской могилы найдено, чего еще ждать? Надо собираться. Путь неблизкий, нужны средства, но где их взять простому пенсионеру?! Опять на помощь пришли товарищи, которые помогли подготовить и направить письма в акимат родного Ордабасинского района, акимат области, Советы ветеранов района и области с просьбой помочь с поездкой в Польшу к братской солдатской могиле их погибшего земляка, дяди Бейсенбека. Но отовсюду пришел один, как под копирку, ответ: «…В настоящее время испытываем финансовые затруднения. Средства на подобные цели в бюджете не предусмотрены».

Неожиданно помощь, да еще в полном объеме, пришла от акима Састобинского поселкового округа Аскара Айдарбекова и акима Тюлькубасского района Туркестанской области Нуржана Изтлеуова. Эти два государственных служащих, войдя в положение ветерана труда, создали все условия для поездки в Польшу. Они выделили 2 млн 200 тыс. тенге, на которые были куплены авиабилеты, оплачены виза и проживание двух человек: самого 78-летнего ветерана труда Бейсенбека Шильмурзаева и Есимхана Лесбаева, сопровождающего его в Польше. Лететь туда по известным причинам прямиком не получилось, пришлось добираться через семь стран.

Помощь Посольства РК в Польше
Очень приятно отметить участие и оказание содействия со стороны Посольства Казахстана в Польше.

Из Варшавы в Гданьск для встречи наших састобинцев приехал консул Республики Казахстан в Республике Польша Бекзат Сабитулы. Он же сопровождал их, согласовывал регистрационные дела, координировал передвижение по Польше. Это было так трогательно и уважительно, так достойно памяти молодого бойца, ради которого и была организована вся эта поездка.

Вместе с Бекзатом Сабитулы они приехали в Бранево.
Несколько слов об этом городе. После разгрома нацистской Германии и окончания Второй мировой войны он вновь был передан под юрисдикцию Польши.
Чем знаменит этот город? Тем, что в настоящее время на станции «Бранево» находится железнодорожный пограничный переход из Польши в Россию (Бранево – Мамоново).
Но больше всего город Бранево известен тем, что здесь расположен Военный мемориал солдатам Советской армии. Кладбище имеет прямоугольную форму и занимает 6,5 га земли.

Мемориал был построен в 1945-1968 годах. Является самым большим зарубежным захоронением советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. На нем похоронено свыше 31 тыс. советских солдат. Эти воины погибли зимой 1945-го в Восточной Пруссии во время Второй мировой войны. Солдаты похоронены в 250 массовых захоронениях и одиночных могилах. По официальным данным, в Бранево захоронено 31 237 советских воинов, из них 27 304 – безымянные.

Воинское захоронение образовалось в ходе боевых действий. В послевоенные годы на территории мемориала были перезахоронены останки павших воинов из окрестных братских и одиночных могил. Последнее захоронение состоялось 20 февраля 2009 года: на кладбище был похоронен советский солдат, чьи останки найдены на военном полигоне в Бранево.

…Састобинцы вместе с консулом нашли искомую карту – на мраморной плите значилось: «KWATERA Nr V». И доска Байсерика по счету пятая, рядом с ней – приметная доска Хамита Кунербаева. По всей видимости, его родные приезжали на это кладбище несколькими годами ранее и установили достойную мемориальную доску своему бойцу. Вскоре и у Байсерика будет похожая…

Бейсенбек агай, Есимхан Леспеков вместе с консулом Бекзатом Сабитулы присыпали к доске Байсерика землю из родных мест солдата, в свою очередь, взяли символически немного земли с могилы бойца. Они возложат ее к могилам родителей воина. Была прочитана молитва из Корана. То есть необходимый ритуал был совершен – душа ветерана Бейсенбека успокоилась. Обещание, данное матери, сын выполнил сполна.

В целом впечатление о посещении этого мемориала у наших земляков осталось хорошим. Тихо и мирно покоятся наши павшие воины, никакого вандализма.
Все увиденное засняли на видео в смартфонах. Последний сюжет заканчивался весьма символично. На кладбище заехал мужчина, как выяснилось, он из Красноярска.

Приехал навестить могилу своего близкого, тоже привез немного земли, чтобы возложить ее у могилы… Спросил у наших, как найти администрацию кладбища и заказать новую табличку своему герою? Наши на правах «старожилов» все чин чином разъяснили россиянину: что, где да как.

Благодарность
Семья Бейсенбека Шильмурзаева, ветераны-састобинцы глубоко признательны акиму Тюлькубасского района Нуржану Изтлеуову и акиму Састобинского поселкового округа Аскару Айдарбекову, а также консулу Республики Казахстан в Республике Польша Бекзату Сабитулы за содействие в осуществлении поездки к братской могиле погибшего земляка.

Пусть их жизненный путь будет долгим, интересным и насыщенным такими же добрыми делами!

В ближайших планах ветерана труда Бейсенбека Шильмурзаева – отметить в следующем году 100-летие Байсерика Турембекова, 80 из которых его останки покоятся в польской земле.

Фарида Шарафутдинова

Реклама