Из первых уст: Каĸ возводился ĸомплеĸс Айтеĸе би. Часть 1

124
Плита на могиле Айтеĸе би, 2008 г.

«Шындық кебісін кием дегенше, өтірік он ауылды аралап өтеді»

Бұл мақаланы жазудағы мақсатымның 3 себебі болды:
1.Танымал қаламгер-журналист Серік Пірназардың «Дидарғайып» журналының 2020 жылғы №1-ші санында қызылордалық Нǝжімǝдин Мұсабавтың Нұратадағы «Сейiтқұл баба-Әйтеке би» кешенінің бой көтеруіне байланысты жарияланған «бүкпесіз ǝңгімесі»;

2.Аталған журналдың кейінгі бір санында осы мақаланың тас-талқанын шығарған Темірбек Жүргенов атындағы қоғамдық қордың төрағасы Сǝпен Аңсатов ағамыздың «Шындық неге шамданып қалды?» деген мақала;

3.Нақты құжаттарға негізделген «Дала даналары» атты деректі фильм мен осы аттас кітап шықса да осы тақырыптың жыры бітпеген соң, өзім қолыма қалам алып, тағы араласуыма тура келіп отыр.

Как возводился комплекс Айтеке би

Меня часто люди просят, желательно на двух языках, описать в деталях историю поистине масштабного значения возведения мемориального комплекса на месте захоронения одного из великих предков казахского народа Айтеке би. Эту просьбу они обосновывают тем, что наши потомки должны знать всю правду из первых уст.

Осенью 2007 года Указом Президента страны Н.А. Назарбаева я был назначен послом Республики Казахстан в Республике Узбекистан. Работая акимом Южно-Казахстанской области, я лично был знаком со многими руководителями Узбекистана. У меня сложились уважительные отношения с его первым президентом Исламом Абдуганиевичем Каримовым.

Президент Республиĸи Узбеĸистан И.А. Каримов и Чрезвычайный и Полномочный Посол Республиĸи Казахстан в Республиĸе Узбеĸистан З.К. Турисбеĸов, 2007 г.

Братские отношения у меня сложились с первым вице-премьером правительства Республики Узбекистан Исмаилом Хакимовичем Жорабековым и руководителем Администрации президента, помощником президента Республики Узбекистан Зелимхоном Хайдаровым.

Зелимхон Хайдаров, помощниĸ президента Узбеĸистана, руĸоводитель АП Узбеĸистана (слева от меня), Рахмонбеĸ Усманов, хоĸим г. Ташĸента (справа от меня), Чрезвычайный и Полномочный Посол З. Турисбеĸов (в центре). г.Ташĸент, 2016 г.

Личные контакты помогали мне оперативно решать многие вопросы.
Например, в самом цент-ре Ташкента для строительства нашего посольского городка было выделено два гектара земли. Участок при первом осмотре оказался неровным: одна сторона была зигзагообразной, так как производился снос старых застроек, чтобы выровнять почву, и хокимиату Ташкента нужно было компенсировать домовладельцам большую сумму денег.

Я пошел на прием к З.Хайдарову. Зелимхон ака позвонил хокиму г. Ташкента Абдукаххару Тухтаеву и в очень вежливой форме попросил оказать содействие в решении земельного вопроса. Встречу с хокимом назначили на 11:00 следующего дня на объекте. Я решил подъехать пораньше, чтобы встретить гостей как положено.
Стою, жду. В это время по нашему участку ходили два человека, я посчитал их за местных жителей, но, к моему удивлению, один из них оказался хокимом Ташкента. Они подошли ко мне, поздоровались и сказали, что задание З. Хайдарова они выполнили, участок будет выровнен.
Многим нашим руководителям было бы неплохо поучиться у узбекистанских коллег исполнительской дисциплине.

На участĸе земли, выделенном Посольству РК в Ташĸенте. Справа от меня Абдуĸаххар Тухтаев, хоĸим г. Ташĸент, в центре Посол Заутбеĸ Турисбеĸов, 2008 г.

Проект архитектурно получился несколько помпезным, и руководство нашего МИДа не решалось его согласовывать с Президентом Н.А. Назарбаевым. Пришлось мне самому идти к Главе государства на согласование проекта. Нурсултан Абишевич посмотрел чертежи и сказал: «Ты что хочешь поставить вторую Акорду?»

Я сказал: «Нурсултан Абишевич, узбеки – наши братья, добрые соседи, нас объединяют глубокие исторические корни и вечная дружба, в стране проживает очень много наших соотечественников, поэтому считаю, что в Ташкенте должно стоять красивое и серьезное здание Посольства Казахстана, которое олицетворяло бы наши особые братские отношения. Оно должно стать украшением столицы Узбекистана».

Проект мы условно назвали «Кушак» («Объятие»). Оно было полукруглым и символизировало наши братские чувства к узбекскому народу.
В те годы без согласования с президентом Узбекистана И.А. Каримовым в Ташкенте, образно говоря, нельзя было и дерево спилить. Когда я официально презентовал наш проект И.А. Каримову, он был очень доволен и попросил передать слова благодарности Н.А. Назарбаеву за такое решение.

Здание Посольства РК в Узбеĸистане, г. Ташĸент.

Проектом в посольском городке предусматривалось строительство здания Посольства, резиденции посла, дендропарка с открытым бассейном для приема гостей, четырехэтажного жилого дома для персонала с кондоминиумом на первом этаже, спорткомплекса с закрытым плавательным бассейном. Мы в оперативном порядке заложили финансирование в республиканском бюджете.
Осуществить строительство комплекса в Ташкенте мне не довелось в связи с переводом на новое место службы: я стал послом Казахстана в Российской Федерации.

Весной 2008 года, работая послом в Узбекистане, я со своими друзьями Каражаном Сердалиевым и Алтынсары Умбеталиевым выехали в г. Нурата Навоийской области, это в 550 км от Ташкента. Мы решили совершить паломничество к месту захоронения великого бия младшего жуза Айтеке би. В Нурата мы заехали со стороны Навои. Перед взором открылось огромное кладбище. Отыскали могилу Сейткул аулие с глиняным надгробием, а рядом, в 5,5 метра, находилась могила Айтеке би. На них были небольшие мраморные плиты, которые установили Төлеу Қажы Қосан и Сǝрсенбай Тǝжімурат в 2005 году.

Каражан Сердалиев, Заутбеĸ Турисбеĸов, Алтынсары Умбеталиев на изголовье могилы Айтеĸе би, 2008 г.
Могилы Сейтĸул Аулие и Айтеĸе би в Нурата, 2008 г.
Плита на могиле Айтеĸе би, 2008 г.

Мы сильно расстроились, увидев удручающее состояние могил великих людей – Сейткул аулие и Айтеке би. Алтынсары прочитал Коран. Каражан отошел в сторону и начал рыдать, мы еле его успокоили… Надо было действовать! Поразмыслив, решили, что нужно строить мавзолей. Тут же поехали в город и на базаре изучили цены на стройматериалы.

Я вспомнил, что в Нурата в 1997 году мы заказывали мраморные плиты для строительства стелы трех биев на Ордабасы в Южном Казахстане.
Когда мы прибыли на завод по изготовлению мраморных плит, к нам вышел молодой человек и представился директором этого предприятия. А на вопрос, где прежний руководитель, он ответил, что это его отец по имени Шады, который в это время болел и находился дома. Мы поехали к ним домой.

Шады ака лежал под капельницей. Увидев нас, он приостановил процедуру, и мы сели за дастархан. Шады ака был богатырского телосложения человек с мудрым лицом и мягким взглядом. Он внимательно выслушал нас и сказал, что мы не первые и не последние, кто поднимает вопрос строительства мавзолея Айтеке би. Этим в 90-е годы занимался сам хоким Навоийской области, этнический казах Абдухалик Айдаркулов, но у него ничего не получилось. Много приезжало людей из Казахстана с такими же намерениями и больше мы их не видели. Это очень сложный вопрос, так как для возведения мавзолея необходимо разрешение высшего руководства страны.

Заутбек Турисбеков

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Реклама