Из первых уст: Каĸ возводился ĸомплеĸс Айтеĸе би. Часть 3

17
Сайд қажы Насреддин молда прочитал Коран, 2008 г.

По мусульманскому обычаю прочитали Коран, принесли в жертву бычка, сделали разметку будущего мавзолея. Место было пустынным, нужно было рыть артезианский колодец.

Финансирование колодца на себя взял Алтынсары. Бурили местные специалисты, их курировал Улугбек, сын Шады ака. Воду подняли с глубины 136 метров. В эти дни по графику МИДа я ушел в отпуск на две недели. Равшанбек пообещал немедля начать строительство фундамента.

Прилетаю из отпуска и сразу выезжаю в Нурата, а там пусто, работы не начаты. Вернулся в Ташкент и утром встретился с Равшанбек ака. Смотрю, он сидит в кресле, насупившись, со сдвинутыми бровями и нервно закушенной нижней губой. В ту же минуту я понял: что-то произошло. Он обиженно говорит мне: «Мы же с Вами договорились, чтобы до конца строительства мавзолея не было никакой информации в СМИ», – и показывает казахстанскую газету с фотографией и статьей о строительстве мавзолея Айтеке би.

Оказывается, когда он приехал на место строительства, там находилась группа людей из Казахстана, некоторые были навеселе. Они шумели, радовались и фотографировались. Среди них были руководитель фонда Айтеке би Жумабек Муканов, ученый Омирзак Озганбаев и др. На той же неделе вышла статья с фотографией о том, что они приступили к строительству мавзолея Айтеке би.

Я был в шоке, не знал, как оправдаться. Мансуров категорически отказался от строительства мавзолея и был прав, потому что он взял на себя всю ответственность. А я, в свою очередь, нарушил данное ему обещание. Мы с ним расстались молча.
Каражан, по образованию журналист, обратился в редакцию «Жас Алаш» написал статью и сделал опровержение.

Через месяц мы с Равшанбеком встретились, он понял, что в этой истории нет моей вины, и мы договорились продолжить строительство.

Как-то возвращаемся из Нур-ата. По пути заехали посмотреть мраморный карьер. На дороге встретили аксакала, поздоровались с ним, попросили воды, чтобы утолить жажду. Он пригласил нас к себе домой: «Қонақ болындар, ұйге кіріңдер, мал соямын». Аксакал дал нам бата и одну ржаную лепешку в дорогу.

Вдоль трассы торговцы продавали арбузы и дыни. В одном месте мы остановились. Продавцы сразу подбежали к машине, предлагая свою продукцию. Мы вышли из автомобиля и поздоровались с ними. Когда  узнали цены, Каражан начал возмущаться:

«У нас в Актау по таким ценам продают один ломтик арбуза». Я как южанин начал с ними торговаться, озвучив цену в два раза ниже, они не уступили. Машины по дороге пролетали мимо – никто не покупал у них арбузов. Тогда я принес ржаной хлеб, который дал нам аксакал и сказал: «В Коране написано, что выше хлеба ничего нет. Если ты не достаешь какого-то предмета, то можно встать на Коран, но нельзя встать на священный хлеб. Давайте перекусим: мы вносим хлеб, а вы по одному арбузу и дыне». Они согласились.

Я часа полтора рассказывал им различные байки, истории из жизни наших народов, они слушали с раскрытым ртом и удовольствием. За короткое время мы сблизились, а когда засобирались, они положили нам в машину по пять арбузов и дынь. Каражан им предлагал деньги, причем в три раза больше стоимости арбузов. «Мұндай бағада менің тамағымнан қарбыз – қауын өтпейді», – сказал он.

Торговцы улыбались и сказали, что Каражан –  истинный казах, а Заке – настоящий дипломат.

Равшанбеĸ аĸа, после недоразумения, вновь приступил ĸ строительству мавзолея Айтеĸе би, 2008 г.

Заĸладĸа первого ĸамня на мавзолее Айтеĸе би, 2008 г.

Быстрыми темпами идет строительство мавзолея Айтеĸе би. Все в хорошем настроении, 2008 г.

В это время случилось еще одно очень важное событие. Мы уже завершали бетонирование основания, толщина бетона составляла полметра. В это время МИД Казахстана передал мне письмо, где сообщалось, что череп Айтеке би находится в Алма-Ате в институте антропологии.

Я созвонился с профессором Оразаком Ысмағұловым. Действительно, оказалось, что череп Айтеке би три года тому назад был нелегально вывезен из Узбекистана на три месяца и остался там. Я разъяснил уважаемому профессору, что это карается уголовной ответственностью и попросил передать череп через моего помощника Мейрхата.

Мейрхат перевез череп, упакованный в коробке, в дипломатической машине.
Получив коробку, я сразу отправился к Равшанбеку Мансурову. Когда я ему все рассказал, он спросил меня: «Кто мог передать его в Казахстан?» Я сказал, что какой-то ваш специалист, татарин по национальности. Он тут же нажал на кнопку телефона и попросил секретаршу пригласить этого специалиста к себе. Зашел худощавый мужчина среднего роста. Равшанбек пригласил его присесть и спросил: «Где череп Айтеке би?» Тот, не задумываясь, ответил, что череп находится в Бегабаде в узбекском институте антропологии.

Тогда Равшанбек попросил секретаршу соединить его с Бегабадом. Тут специалист опешил и говорит:  нет, череп находится в Алматинском институте антропологии. Тогда Равшанбек сказал, показывая на меня: «Это посол Казахстана. Череп находится в этой коробке. Возьми двух специалистов и выезжай в Нурата. Положишь череп на место по всем правилам и сфотографируешь». Он еще поручил, чтобы они по мусульманским обычаям прочитали Коран и пожертвовали барана. А вот если бы не стечение обстоятельств и череп остался бы в Алма-Ате, то мы забетонировали бы основание мавзолея, и Бог его знает, признались ли бы они, где на самом деле череп. Аруак Айтеке би все расставил по своим местам. Мавзолей получился в длину 15 метров, в ширину – девять, а в высоту – 11 метров.

Мавзолей Айтеĸе би в Нурате, 2009 г.
Двери сделали из орехового дерева мастера Хивы, 2009 г.

На куполе были красивые сталактиты, но их не было видно, когда человек близко подходил к стене мавзолея. Широкой души человек Равшан ака по нашему настроению понял, что это нас огорчает и  поручил переделать облицовку купола, то есть поднять сталактиты еще на 75 см. Теперь купол сверкал со всех сторон!

Стены мавзолея были сделаны по технологии строительства мавзолея Кожа Ахмета Ясави в Туркестане – без единого гвоздя. Толщина стен – от 1,5 до 2,5 метра, была рассчитана на землетрясение до 10 баллов по шкале Рихтера. Двери и окна сделали мастера Бухары из орехового дерева. Надгробные камни – из местного мрамора. Во времена великого Эмира Тимура этот мрамор можно было использовать только по его повелению. По итогам строительства Равшанбек Мансуров всем «8 Атымтай жомартам» вручил именные сертификаты за своей подписью.

Работая в Узбекистане, мы создали фильм «Мангi достық». Презентацию провели в Астане. Вот там и возникла идея продолжить строительство и создать целый комплекс с мечетью, айваном, минаретом, гостиницей, музеем.

По приезде в Ташкент я попросил Равшанбека ака сделать ПСД на строительство этого комплекса. Когда проект презентовали, я обратил внимание руководителей узбекской стороны, что цены завышены, хотя они были близки к реальности. В этот раз Равшанбек ака встал на нашу сторону: после дополнительного обсуждения цены были существенно снижены.

Я пошел на такой шаг, потому что знал: с нашей стороны были проблемы с финансами. В процессе строительства мы еженедельно проводили аудит и рассчитывались за проведенные строительные работы.

Когда построили мечеть, денег у нас не осталось. Пришлось привлекать спонсоров. Я созвонился с Мухитом Избановым, моим близким другом из Атырау, и предложил им заплатить за мечеть. Они согласились. Теперь мечеть стала вкладом Мухита Избанова, Амангелды Баракатова, Орынгали Алдекенова и Аманжана Рыскалиева в комплекс Сейткул аулие-Айтеке би.

Свою лепту в строительство мечети внес выдающийся государственный и политический деятель России, наш старший брат Амангельды Молдагазиевич Тулеев.

Мечеть на ĸомплеĸсе Айтеĸе би. Люстру по нашему заĸазу изготовили на ташĸентсĸом заводе «Мирас». В центре моя 80-летняя мама, Жупар, прямой потомоĸ Толе би в седьмом поĸолении, 2009 г.
Айван на ĸомплеĸсе Айтеĸе би изготовленный из орехового дерева с пятью отсеĸами, 2009 г.

Эти же ребята принимали самое активное участие в строительстве мавзолея Букей хана, когда я уже работал в России. К ним подключились Абдибек Бисенов, Мурат Жакабаев, Адиль Жубанов, Болат Конарбай, Сарсенбай Енсегенов и Фердинат Мамонов.

На месте захоронения Букей хана стояла символическая юрта из металла, которую поставил Жангир хан – его сын. В 30-х годах ХХ века ее сплющили трактором и закопали в землю. Нынешние потомки выровняли ее и поставили над могилой.

Символичесĸая юрта на могиле Буĸей хана, 2010 г.

Место своего захоронения Букей хан определил сам. Он попросил похоронить его рядом со своим другом и духовным учителем Сеид-баба, который умер 20-ю годами ранее. Сеид-баба (Саид Бин Кулвай Саид Гали) – ногаец из рода Сеид-алтаяк.

В молодом возрасте Сеид баба уехал учиться в Египет, далее постигал духовные ценности в Багдаде, Туркестане и Индии. Проповедовал суфизм в ногайских степях и казахских кочевьях Букеевского ханства. К месту захоронения Сеид баба больные люди совершали паломничество и возвращались здоровыми. В мавзолее Сеид-баба лежит толстый слой песка, в котором надо омыть руки. Считается, что лучше всего прийти сюда во вторник, помолиться и трижды обойти мавзолей по часовой стрелке. Во все времена, да и сегодня, там много паломников.

Могила Сеид баба. Астрахансĸая. область, 2011 г.

Когда мы посетили место захоронения Букей хана вместе с Мухитом Избановым, а это село Малый Арал Красноярского района Астраханской области, то решили построить здесь мавзолей.

Я познакомился с губернатором Астраханской области Александром Жилкиным. Это очень обаятельный, интеллигентный, внимательный и приятный человек. Александр Александрович вырос в среде казахов и хорошо знал наши традиции. Тогда в России предстояли выборы Президента и Государственной думы. Ему нужно было перетянуть казахскую диаспору на свою сторону. В регионе было сильное влияние коммунистов и ЛДПР. Я предложил ему, чтобы он разрешил построить мавзолей Букей хана, а я постараюсь потомков Букей хана перетянуть на его сторону. Так и порешили.

Вместе поехали на изголовье великого хана Букея. Прочитали Коран, совершили жертвоприношение и заложили символический фундамент. Так мы начали строительство мавзолея Букей хана в Астрахани. Он получился в 21 метр высотой со шпилем и величественно смотрелся над степью.

Металлическую символическую юрту мы установили при входе в комплекс Букей хана в память о Жангир хане.
Двери мавзолея заказали в Хиве. Мухит Избанов съездил туда и заказал их у лучших мастеров. Двери изготавливали полгода. Когда Мухит приехал их забрать, мастера сказали, что двери, изготовленные из орехового дерева, являются собственностью республики и не подлежат вывозу за пределы страны. Что делать?

Решили вывезти нелегальным путем. Между границами областей Узбекистана тогда располагались блок-посты. Объехать их невозможно. Мухит приготовил отступные для каждого блок-поста. Что интересно, ни на одном из шести блок-постов его не проверяли: одни солдаты курили, другие трапезничали, третьи просто не обращали внимания. Когда прошли все блок-посты, встал вопрос погрузки в железнодорожный вагон. Мухит нашел подход и к проводникам и все-таки доставил двери из орехового дерева до мавзолея Букей хана. Құдайдың құдіреті!

Завершение строительства мавзолея Буĸей хана. Справа от меня губернатор Астрахансĸой области А.А. Жилĸин. Слева от меня Мухит Избанов, 2011 г.
Мавзолей Буĸей хана. Рядом с ханом поĸоится его супруга Атан-ханым, 2011 г.
Кулпытас в мавзолее Буĸей хана, 2011 г.

В финансировании мавзолея Букей хана большую поддержку оказал мой друг Каиргельды Кабылдин.
Уже работая в Украине, мы на его средства построили 10-метровый мавзолей из мангистауского белого камня-ракушечника супруге Бокей хана Атан ханым, матери Жангир хана.

На открытие мавзолея на вертолете прилетел Бергей Рыскалиев, аким Атырауской области. Бесцеремонно начал менять порядок ведения мероприятия, хотя здесь был впервые. Начал менять список выступающих, исключил из него меня. Это очень не понравилось губернатору А. Жилкину, но он как воспитанный и интеллигентный человек промолчал.

Жара, люди стоят, негде присесть, а аким закатил продолжительный доклад об экономических отношениях Атырауской и Астраханской областей. Собравшиеся были в шоке, они стояли и возмущались. Народ собрался на открытие мавзолея Букей хана, а не на областной актив.

Когда он закончил, Александр Александрович Жилкин в своей речи сказал, что прорабами стройки мавзолея Букей хана были посол Казахстана в России Заутбек Турисбеков, меценат Мухит Избанов и вручил нам приветственные адреса. Затем предоставил мне слово. Я коротко выступил на двух языках, воздав должное губернатору А. Жилкину в строительстве мавзолея. Не будь его политической воли, не было бы мавзолея Букей хана!
Это факт. Я подчеркнул особую роль великого Букей хана, внесшего свой исторический вклад в образование территории будущего Казахстана как Евразийского государства.

Хан Букей – основатель нового государственного образования, которое затем стало частью единого казахского государства. Образовав Букеевскую орду в междуречье Урала и Волги, он расширил границы государственных образований казахов. Если бы Бокей хан не образовал Букейское ханство, может быть, тогда Казахстан не имел бы в составе прикаспийских и западно-казахстанских земель, а это нефть и газ – то, чем мы сегодня гордимся. Это заслуга Букей хана. И мы должны быть благодарны ему. Этот мемориальный комплекс нужен нам и будущим поколениям, чтобы потомки знали, перед кем склонять головы и кому быть благодарными.

Выступление Посла РК в РФ З.К.Турисбеĸова на отĸрытии мавзолея Буĸей хана, 14 оĸтября 2011 г.

Рыскалиев улетел на вертолете в Астрахань на совещание. Мы собрались вечером в оперном театре   Астрахани. Было очень много народу, собрались потомки Букей хана со всей области. Я выступил на казахском языке, призвал уважать и ценить Александра Жилкина, благодаря которому был выстроен мавзолей Букей хана. Народ бурно ему аплодировал и выражал искреннюю благодарность. На выборах они поддержали губернатора Александра Жилкина.

Заутбек Турисбеков

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Реклама