Мысли “асфальтной” казашки об интервью Президента Токаева

650
сгенерировано ИИ
Изображение сгенерировано ИИ

Иногда кажется, что наша жизнь в Казахстане напоминает перетягивание каната, где на одном конце стоит традиционализм, а на другом — стремление к модернизации. И это не просто культурный конфликт, а глубокий вопрос самоопределения, который, как заноза, сидит в сердцах многих из нас. Особенно остро это чувствуется, когда ты — «асфальтный» казах, выросший в городской среде на русском языке и литературе.

Взять хотя бы ситуацию с интервью Президента Токаева в газете «Ана тiлi». Газета с названием «Родной язык», но интервью президента я читаю на русском. Символизм тут просто кричаще ироничный. И дело не только в том, что читая его на родном казахском языке я интервью попросту не пойму, но и в том, что ситуация отражает более глубокую проблему — разрыв между двумя мирами. И возможно даже не один.

Президент Токаев выглядит весьма органично на международных встречах, когда он говорит на китайском, русском или английском, представляя Казахстан как современную страну, открытую для мира. Так ли ощущается это во время его поездки в Мекку или ауызашара во время Оразы? Риторический вопрос.

Интересен в интервью и пассаж о Назарбаеве, и да простят мне читатели мою аналитическую вольность, но мне вспоминается похожая история Мао Цзэдуна и Дэна Сяопина. Назарбаев — харизматичный основатель, символ эпохи, своего рода казахстанский Мао. Его время ассоциируется с формированием независимого Казахстана, но и с системой, где власть сосредоточена в руках элит. Токаев же — прагматичный реформатор, который пытается перестроить систему изнутри, как Дэн. Но, как и Дэн, он осторожен: реформы должны быть эволюционными, а не революционными.

И тут начинаешь задумываться: может, дело в том, что мы, как нация, до сих пор не определились, кто мы такие. Современный Казахстан — это одновременно и советское прошлое, и тюркские корни, и новый глобальный игрок. Но как соединить всё это в одно целое, чтобы никто не чувствовал себя чужим? Та самая «құрақ» көрпе, что ткала твоя апашка из разноцветных лоскутков-остатков тканей — так выглядит и карта современного Казахстана, и его народ.

Изображение сгенерировано ИИ

Современная геополитическая турбулентность с одной стороны придала некий импульс для национального самоопределения, который, однако, под определенным соусом может подаваться как «национализация» интересов. Да и вполне логично, что казахская нация наконец начинает укрепляться и в цифрах этнической плотности, что прекрасно и хорошо, особенно после ряда страшных исторических событий, как Ашаршылык или коллективизация. Но насколько отвечает современная казахская идеология и условному актаускому аульному джигиту, и талгарскому кандасу, и менеджеру среднего звена из Алматы, и многодетной матери из Шымкента? Отвечает ли? Отзывается в сердцах?

Позиция Токаева в этой ситуации напоминает его стиль управления — аккуратное балансирование. Он пытается быть лидером для всех: и для «асфальтных казахов», и для тех, кто чтит традиции, и для тех, кто, как они глупо считают, «вне политики». Но вопрос языка и национального самоопределения — это не только про политику, это про идентичность.

Есть и другие геополитические вопросы — роль России, Китая, Запада. И как будто если Назарбаев был склонен к пророссийскому курсу, то Токаев выглядит более прагматичным, видя в Пекине и коллективном Западе источники инвестиций и технологий. В условиях санкций Токаев должен лавировать между гигантами, сохраняя суверенитет страны, не раздразнив ни русского медведя, ни дракона из Поднебесной.

Важно помнить, что общемировая обстановка, в которой мы встречаем 2025 год только усиливает эти вызовы. Казахстан пытается найти баланс между Россией, Китаем и Западом, а внутри страны — между традициями и модернизацией, между элитами старыми и новыми реформами. Это сложная задача, особенно когда наследие Назарбаева остаётся ощутимой тенью.

И тут появляется ещё одна идея — Таза Қазақстан. Мне это видится больше, чем концепция чистоты: здесь прослеживается дискурс от коррупции до экологической грязи и застоявшихся подходов в управлении. Но кто-нибудь задавал себе вопрос: готовы ли мы к этому? Быть чистыми — это же не только о политике, это о нас самих. О том, чтобы перестать бросать мусор мимо урны, платить взятки, а главное — перекладывать ответственность на кого-то другого.

Мы привыкли обвинять систему, но забываем, что система — это и мы. Мы, которые хотят быстрых результатов и не готовы ждать. Мы, которые критикуют президента, но не спрашивают себя: а что я сделал, чтобы было лучше?

Быть руководителем страны — это как дирижировать оркестром, где каждый инструмент играет свою мелодию. Ты как бы задаёшь тон, но если музыканты не хотят слушать, или, что хуже, не обладают слухом, симфония превращается в хаос. Те, кто работают на руководящих должностях, знают, что такое кадровый голод. Что зачастую управлять даже небольшой организацией — это вызов, не говоря уже о стране, где каждый таксист считает себя экспертом по политике.

Но всё-таки я верю. Верю, что, как бы сложно ни было, в этом хаосе можно найти гармонию. Главное — чтобы каждый начал с себя. Простой шаг: выучить пару фраз на казахском, не давать взятку, не быть равнодушным. И, может быть, тогда Жаңа, Әділетті и Таза Қазақстан станет не просто идеей, а реальностью, в которой мы все живем.

Автор данного материала выступает исключительно от собственного имени. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Реклама