Казахстанцам обещают доступный автолизинг: запуск уже в декабре

В декабре казахстанцев ждет новая программа автолизинга, и эксперты уже говорят: если условия окажутся действительно выгодными, она может стать серьёзным толчком для обновления автопарка.

Сейчас многие машины в Казахстане эксплуатируются по 20 и более лет, и доступный лизинг способен помочь тысячам автовладельцев пересесть на более новые и безопасные автомобили. Между тем лизинг на легковые авто действует и сейчас, но не пользуется большим спросом среди населения.

В стране запускают новую программу лизинга. Ранее подобные услуги уже предлагались и использовались через дилерские центры и банки второго уровня.

По данным бюро нацстатистики, объём лизинговых услуг для легкового автотранспорта в 2018 году превышал 4,5 млрд тенге. После этого рынок просел, но в 2020 году показал взрывной рост: свыше 11 млрд. Дальше динамика вновь показала спад, и к прошлому году показатель снизился примерно до миллиарда тенге.

При этом физлица берут автомобили в лизинг редко, основными клиентами являются компании. Автолюбители могли обращаться за лизингом и ранее, но из-за высоких ставок и жёстких требований к доходам услуга фактически была недоступной. Новая программа должна открыть рынок для гораздо более широкого круга водителей.

«Она рассчитана именно для населения, чтобы исправить ситуацию с теми, у кого низкая платежоспособность возможность. Лизинг подразумевает, допустим, на долгий срок и растянутое процентное соотношение.То есть, если автокредит, допустим, в месяц выходит чуть ли не 150-200 тысяч, то с возможностью автолизинга у людей будет заплатить намного меньше, в месяц, но чуть-чуть подольше«, — говорит Арсен Шакуов, президент ОО «Ассоциация безопасного дорожного движения «Общая дорога».

Эксперты отмечают, лизинг поможет обновить стареющий автопарк страны, что в свою очередь станет вкладом в экономику: покупая новые автомобили, люди обновляют транспорт и создают рабочие возможности. Но говорят, один только лизинг проблему полностью не решит, даже при дешёвых кредитах основной барьер — дороговизна.

«Почему ездят на старом автомобиле? Почему, например, японец, который к нам приедет, он может увидеть свой автомобиль, который, казалось бы, давно, миллион лет назад списан? Потому что у наших людей не хватает денег на то, чтобы купить дорогой автомобиль. А средний автомобиль, давайте посмотрите, 15 миллионов, 20 миллионов тенге. Если мы уж делаем свое производство, то сделать, чтобы народный автомобиль должен быть доступным», — Бекнур Кисиков, экономист.

Новая лизинговая программа для легковых автомобилей стартует 1 декабря. Эксперты отмечают её востребованность напрямую будет зависеть от условий, которые сейчас прописываются в законопроекте: от процентных ставок до особенностей и преимуществ, которые отличат автолизинг от других инструментов.