Аутизм. Синдромы и лечение

0
200
Погруженные в свой мир
Аутизм

В 2007 году Организация Объединенных Наций приняла решение каждый год 2 апреля отмечать День распространения информации о проблемах аутизма. Обратите внимание, что это решение было принято даже не Всемирной организацией здравоохранения, а Организацией Объединенных наций. Значит, аутизм признан серьезнейшей проблемой мирового значения. Прошло девять лет с этого момента. Стали ли мы больше знать об аутизме? Для огромного числа людей «аутизм» – это нечто покрытое мраком.

Аутизм – это определенное нарушение развития с общепринятой точки зрения. Обычно мозг человека находится в процессе постоянной обработки информации, которая поступает в него с помощью зрения, слуха, обоняния и так далее. А вот особенности аутизма в том, что восприятие этих сигналов нарушено. И таким образом одни сигналы для этих людей становятся очень интенсивными, другие же не замечаются вовсе. В результате нарушаются контакты с миром и люди реагируют на происходящее иначе. Если понаблюдать за таким ребенком со стороны, то складывается ощущение, что перед вами существо, похожее на вас, но прилетевшее на Землю с другой планеты.

Многие задаются вопросом: что такое аутизм – болезнь или особенность развития?

Эти и другие вопросы мы задали одному из южноказахстанских психологов Кларе Усеновой.

– Клара, что может спровоцировать аутизм?

– Согласно данным многочисленных исследований, спровоцировать развитие аутизма у ребенка могут достаточно много факторов, в том числе хромосомные патологии, врожденное недоразвитие нейронных структур, негативное влияние окружающей среды, генетические отклонения и другие причины.

– Каковы признаки аутизма?

– Дети с аутизмом, начиная с первых месяцев жизни, отличаются некоторыми особенностями развития. Прежде всего, такой ребенок рано избегает всех видов взаимодействия со взрослыми: он не прижимается к матери, когда она берет его на руки, не протягивает руки и не тянется к ней, не смотрит в глаза, избегая прямого взгляда. У него часто преобладает периферическое зрение (лучше воспринимает пространство вокруг фиксированной точки, чем саму точку); также он может не реагировать на звуки, на свое имя, что часто заставляет подозревать у этих детей нарушения слуха (которых на самом деле нет). Малыш просто живет в своем мире и полностью в него погружен. Причем его мир окружен определенными рамками. И выход за них для него является трагедией.

Признаки аутизма
Фото с сайта plus-db.com

Так же характерным проявлением аутизма является обостренная тактильная и аудиальная чувствительность ребенка, которая иногда принимает самые причудливые формы. К примеру, ребенку-аутисту могут не нравиться облегающие вещи – он будет носить только просторную одежду. Тактильные ощущения распространяются не только на одежду и ткани, но и на еду и игрушки. Чувствительность наблюдается и на определенные звуки: механический шум или громкий крик могут спровоцировать агрессию. Ребенок будет затыкать уши, плакать и кричать в ответ.

Люди с аутизмом большие педанты. У них есть свой внутренний распорядок, которого они всегда четко придерживаются. Например, если подошло время обедать, то ребенок молча сядет за стол и будет ждать, когда его покормят.

– Таких детей можно адаптировать к социуму?

– Здесь очень важна роль родителей и, естественно, специалистов. Говоря о нарушении контакта с внешним миром, мы не имеем в виду, что ребенок-аутист полностью изолирован от своего окружения. В любом случае аутист, безусловно, налаживает связь с внешним миром, но делает это доступными ему средствами. Своеобразный эмоциональный контакт устанавливается ребенком-аутистом с теми людьми, к которым он привык с раннего возраста. Но основан он не на привязанности. Аутист будет обращаться к тому, кто хорошо ему знаком, поскольку знает, что он выполняет определенные функции в его жизни (кормит, моет, одевает и т.п.). У детей-аутистов очень высокий уровень тревоги, и люди, к которым они привязаны, влияют на них положительно. Проще говоря, аутист воспринимает как близкого того человека, который удовлетворяет его повседневные потребности. И зачастую для мам детей-аутистов это является большой трагедией, так как они понимают, что их собственный ребенок не воспринимает их как маму. Но с этим родителям придется мириться. Ведь зачастую ребенок-аутист сопротивляется даже любящим объятиям, что также может быть связано с чувствительностью к запахам или нарушением специфического личного пространства, которое ребенок ощущает вокруг себя.

– Таких детей можно назвать умственно отсталыми?

– Нет! Я считаю таких детей умными, а в некоторых случаях гениальными. Я сейчас вам прочту несколько фраз девочки-аутиста. На литературном кружке ее попросили дать афоризмы-определения различным понятиям, и вот что она написала:
АЗАРТ – такое увлечение, когда ничем другим заниматься невозможно, пока силы есть;
АФРИКАНЕЦ – лучший разведчик для ночной разведки;
ВЕТЕР – воздух, который не любит покоя;
УРАГАН – сошедший с ума ветер;
ДЕТСТВО – восход судьбы в человеческой жизни;
КНИГА – вещь, в которой можно сохранить знания и чувства людей во времени;
РОЛЬ – это жизнь, которой живут в игре;
ФОТОГРАФИЯ – это законсервированный образ;
ЧЕРЕП – маленькая костяная коробка, в скелете которой заключена Вселенная;
ФАНТАЗИЯ – ткань для украшения существования души;
ЭССЕ – эмоция, выраженная как мысль.
Ну и скажите теперь, что это не гениально! Но, к сожалению, эти люди, по большому счету, обречены на одиночество. Ведь мало кто сможет до конца понять их внутренний мир.

Татьяна БУРДЕЛЬ.

Обзор зарубежных публикаций

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Уведомлять меня
avatar
2000
wpDiscuz