«Как съезжу в Шымкент, так потом несколько часов голова болит. Как они там, бедненькие, круглые сутки дышат всей этой гадостью? – с неподдельной жалостью в голосе спрашивает меня соседка баба Рая, вернувшаяся в Аксукент от дочери, живущей в районе Верхнего рынка. – Ведь там же не воздух, а отрава настоящая!» Так ощутимо почувствовать, насколько загрязнен шымкентский воздух, может только тот, кто в областном центре бывает нечасто. Горожане же к смогу привыкли и практически не ощущают его разрушительного действия на организм. Между тем по итогам 2011 года в рейтинге загрязненности воздуха Шымкент занял второе место в республике, оставив позади Алматы и уступив пальму печального первенства только Усть-Каменогорску.

В настоящее время в Шымкенте зарегистрировано более 300000 автомобилей

 

Главным загрязнителем шымкентского воздуха, как обычно, стал формальдегид – основной элемент выхлопных газов автомобилей. В среднем, по данным специалистов, его количество в городе в четыре раза больше безопасного предела. А на центральных перекрестках экологи, бывало, регистрировали превышение и в 16-17 раз. Не удивительно, что доля автотранспорта в загрязнении атмосферного воздуха приближается к 80%. А все потому, что бесконечный автопоток движется по дорогам города с утра и до позднего вечера.
По последним данным, в Шымкенте зарегистрировано уже более трехсот тысяч машин. При этом каждая третья насыщает воздух ядами гораздо больше той нормы, которую специалисты считают предельно допустимой. Еще пять лет назад цифры были меньше в два раза. Медики неслучайно бьют тревогу. Если ситуация не изменится, у человека не останется шансов сохранить здоровье.
Хуже всего дело обстоит на центральных улицах. Здесь количество опасных веществ в воздухе порой в десятки раз выше безопасного предела. А ведь экологические исследования, проведенные группой известных ученых из разных стран, показывают, что каждое новое поколение людей рождается с худшей генетической наследственностью. И в первую очередь это следствие отравления окружающей среды. Ведь на каждого жителя Казахстана, например, сегодня приходится более 200 килограммов ядовитых газов. Такова статистика. И, как утверждают специалисты, 80% болезней людей возникло в результате экологически неблагополучного состояния природы и неудовлетворительных условий жизни в промышленных центрах. Например, в мегаполисах России отмечен ежегодный рост таких болезней, как диабет – на 10%, болезней сердца – на 24,9%, органов пищеварения – на 5,9%, злокачественная опухоль – на 4,3%. У нас подобных исследований не проводилось, но вряд ли дела обстоят значительно лучше. Поэтому, чтобы не подвергать себя риску, врачи рекомендуют не задерживаться на оживленных перекрестках. Особенно в часы пик. А женщинам репродуктивного возраста медики вообще советуют поменьше выходить на улицу, окна открывать только по ночам, а в идеале – вообще перебраться куда-нибудь подальше от мегаполиса.

А как у них
Плохое качество воздуха в европейских городах является причиной того, что ежегодно там умирают почти полмиллиона жителей, сообщает газета Guardian. Специалисты из Германии попытались выяснить, где в Европе самый плохой воздух. На основании полученной информации они составили список европейских городов с самым грязным воздухом. Первые строчки в нем заняли итальянские города. Лидерство среди европейских мегаполисов с самой загрязненной атмосферой закрепилось за Римом. За ним следует еще один итальянский город – Милан. Самым высоким содержанием вредных для человека веществ в воздухе может «похвастаться» и немецкий Дюссельдорф. В число проблемных в плане экологии городов Европы попал также британский Лондон, который в этом году примет у себя Олимпийские игры.

Не утешают и результаты рейдов, периодически организуемых отделом транспорта и государственными экологами: многие автобусы и «ГАЗели», как выясняется, выбрасывают в городской воздух почти в два раза больше вредных веществ, чем предусмотрено санитарными нормативами. А уж об индивидуальном транспорте и говорить нечего. Достаточно выйти к обочине любой дороги, чтобы увидеть длинные черные хвосты, которые тянутся из выхлопных труб многих городских авто.

Шымкентцы задыхаются от смога, сжигают свои легкие и отравляют организм

По прогнозам специалистов, количество автотранспорта в течение ближайших пяти лет на территории республики может увеличиться примерно в три раза. И если в скором времени не будут разработаны и внедрены в практику действенные меры по улучшению состояния городской атмосферы, последствия для жителей мегаполисов Казахстана могут быть губительными. Пока же ничего значительного в этой области не сделано. И горожане продолжают задыхаться от смога, сжигать свои легкие и отравлять организм. Не намного лучше обстоят дела и в малых городах области. Это выяснили специалисты лаборатории мониторинга загрязнения природной среды, когда обследовали Туркестан, Сарыагаш, Кентау и Жетысай. «Показания по формальдегиду в этих городах также значительно превышают предельно допустимую концентрацию, – говорит начальник лаборатории мониторинга загрязнения природной среды Гульмира Мауленкулова. – Причин несколько. Это и пробки, и старый транспорт, и некачественный бензин».
Спасти людей от удушья сможет введение стандарта Евро-3, уверяют специалисты. Вот только этот торжественный для экологов момент все никак не наступит. Его опять перенесли, теперь до января 2013 года. А ведь именно это новшество могло бы улучшить ситуацию. Пусть не сразу, но южане – народ терпеливый. И все, кто понимает опасность, с радостью наблюдали бы, как постепенно с наших дорог исчезают разваливающиеся на ходу авто-«долгожители». А уж тот момент, когда экологам удастся добиться массовой установки катализаторов, вообще можно будет включить в число народных праздников. Пока же экологические службы предпочитают лишний раз об этой проблеме не вспоминать, а местные власти, похоже, вообще не видят повода для беспокойства.
Ирина ПРИТУЛА