Госпрограмма модернизации ЖКХ в Шымкенте на грани провала

Татьяна Литуновская: "Вот за эту навязанную нам красоту без удобств мы будем платить 10 лет"

Госпрограмма модернизации ЖКХ в Шымкенте на грани провала? Население не довольно, чиновники рапортуют, что все отлично, а на 2012 год просят увеличить финансирование госпрограммы в несколько раз.

Почти как в сказке

В доме № 23 по проспекту Тауке-хана, больше известном, как «Ак-дастархан» (или «Универсам»), работы по модернизации ЖКХ начались еще в мае прошлого года. Тогда же домком дома Роза Баимбетова напрочь забыла о покое.

«С мая я практически живу на улице, – улыбается Роза Сетйжановна. – «Домой – только ночевать. А как же иначе?! Приходилось вместе со строителями на каждом участке бывать. Да и в зимние холода не квартира у меня была, а проходной двор. Я ведь им акты выполненных работ не подписывала, пока они все не сделали так, как надо нам».

Сейчас работы в этом доме завершаются. Домком с удовольствием показывает результаты многомесячного труда.

«Ну разве я могу быть недовольной? Вы посмотрите, нам не просто украсили фасад, его утеплили. Крышу двойным слоем покрыли. Заменили отопительные лежаки, у кого были деревянные окна – поставили пластиковые, и в квартирах сразу стало заметнее теплее. И, главное, наконец-то у нас в доме появились современные лифты. У нас ведь в двух корпусах около пяти лет лифты не работали, а в третьем корпусе он встал за пару месяцев до ремонта».

Жители дома, которых первое время мысли о ремонте не вдохновляли, сегодня понимают, в нем дом нуждался давно. И проблем с оплатой, уверена Роза Баимбетова, не возникнет:

«Конечно, немного дороговато выходит, я это и на отчете акима сказала. Примерно 2,5-6 тысяч тенге с квартиры в зависимости от площади. Но, во-первых, это без процентов, а во-вторых, инфляция, может лет через пять эти 2500 будут равны 500 тенге. К тому же из 150 квартир более 30 семей платить за ремонт не будут: им выделяется жилищная помощь».

ДРУГАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Однако к программе модернизации ЖКХ можно, как выяснилось, относиться по-разному даже в пределах одного района. Так, настроение жителей трех домов, где модернизация также идет к завершению, мягко говоря, негативное. Правда, жильцы двух многоэтажек – проспект Тауке хана, 29 и улица Казыбек би, 32, хоть досады не скрывали, назвать свои фамилии отказались наотрез. Их главная претензия  – в домах сделали совсем не то, что действительно было нужно жильцам. Коммуникации не менялись, а там, куда сварщики таки добрались, сработали они настолько плохо, что за один сезон было несколько порывов.

«Большой аферой» называют ремонт своего дома в рамках госпрограммы жители дома, на первом этаже которого разместился супермаркет «Имран» (проспект Кунаева, угол Тауке-хана).

«В результате их ремонта наши условия жизни только ухудшились. В 2010 году мы сами заменили лежаки и стояки отопления. Понятно, что это трогать не надо было. А что сделали рабочие? Наши бронзовые краны и задвижки заменили на чугунные. У нас уже было два порыва в подвале. Мы просили заменить нам водопроводные сети и канализацию, никто этого не стал делать. Зачем нам их «косметический ремонт»?! — не скрывает возмущения жительница дома Татьяна Литуновская и продолжает, — В подвале дома стоит вода. А плитки – часть тепломодернизации, только значительно утяжелили дом. Установка металлического профиля для плит вообще отдельная тема. Рабочие убрали с наших окон москитные сетки и прикрутили профиль прямо к нашим пластиковым окнам. В результате нарушили герметизацию. В квартирах постоянно испарения стоят. Надо было нормально вывести откосы и на них крепить профиль, но строители пошли по пути наименьшего сопротивления».

Красиво украшенный внутренний фасад тоже не внушает жителям оптимизма.

«Это завтра может стать нашей общей могилой. У нас, чтобы пройти на лестничный марш, надо выйти на лоджию. И так было хорошо раньше. Теперь лоджии полностью закрывают бронированным стеклом – с первого по 12 этаж. Если, не дай Бог, случится пожар, огонь, как по хорошей вытяжке легко поднимется вверх. Кто-нибудь эту конструкцию с пожарными согласовывал? Когда я спросила об этом бригадира, он мне ответил – да что вы волнуетесь. В Астане стоят такие дома и ничего им не делается. А у нас буквально пару дней назад загорелись щитки на втором этаже. Через 5 минут, от гари на площадку не могли выйти жильцы всех 12 этажей», — продолжает Татьяна.

Из-за нарушения вентиляции проветривание квартиры может обернуться как минимум легкой степенью отравления, уверены жильцы.

«Я спросила у бригадира, а что будет летом? Как нам квартиры свои проветривать? Он ответил: «Откроете окно и дверь в подъезд». И задохнуться вонью мусоропровода? – спрашиваю я его. Он отвечает: «Тогда не открывайте дверь в подъезд», — рассказывает Татьяна.

На все возмущения Татьяна, по ее словам получала один ответ в разных вариациях:

«Нам надо освоить средства».

Неисправные коммуникации, нарушенная система вентиляции, темнота в квартирах из-за отделки фасада, трещины на стенах – таким стал дом после ремонта. Но главное – фантастические суммы, которые теперь люди должны заплатить.

«Когда в прошлом году мы заменили в подъезде лежаки отопления, стояки, монометры на элеваторе, задвижки и краны, у нас на все ушло 46 тысяч тенге. Если верить строителям, те же работы, но для всего дома, обошлись в 1 млн.400 тысяч! Получается, что на эти деньги можно было 30-квартирный дом отремонтировать! Нам просто обидно, что госсредства расходуются настолько бездарно. И нас же потом заставят все это возвращать. Зачем делать нас счастливыми за наш же счет?» — возмущается Татьяна Литуновская.

О последнем пункте им сообщили после того, как ремонт вышел на финишную прямую. Никаких собраний и обсуждения работ, как это должно быть, никаких дефектных актов и расчета долей каждого собственника квартиры, как и подписания четырехстороннего договора, по словам жителей, не было. Все эти этапы «пропустили», — говорят люди.

ПАРА ПРОСТЫХ СОВЕТОВ

Мы попробовали узнать в районном акимате, почему людей не поставили в известность. Уж коль скоро кричат на каждом углу, что многоэтажный дом – это собственность жителей, почему эту собственность решили облагородить без ведома владельцев.

Ответ был прост и лаконичен: «Собрание проводили, а по вопросу качества обращайтесь в жилинспекцию».

Этот же вопрос мы адресовали директору ЮКОФ «КазЦентр ЖКХ» Абдималику Балбаеву. На претензии жителей ДОЛЖЕН отвечать акимат, говорит А. Балбаев.

«Именно чиновники являются кураторами программы. А главная проблема в том, что они (местные исполнительные органы) суть программы до конца не понимают», – заявил директор филиала Абдималик Балбаев. На этом откровения чиновника закончились.

Сейчас работы по модернизации ЖКХ начались в Абайском районе Шымкента. Как все пойдет именно в вашем доме во многом зависит и от самих жителей. А для того, чтобы после ремонта ваш дом не превратился в вашу главную головную боль, записывайте, что нужно сделать до начала ремонта:

Первое – общим собранием выбрать в Вашем доме управляющего (домкома).

«Главное, чтобы этот человек душой болел за свой дом, — поясняет А. Балбаев. – иначе толку не будет никакого. А самое главное, жителям давно пора понять, если сейчас не начать относиться к общему имуществу, как к своему собственному, рано или поздно, можно лишиться жилья, потому что дом попросту рухнет».

Следующий этап — регистрация объекта кондоминиума дома в органах юстиции.

После этого определяется износ дома. Совместно с жилищной инспекцией по результатам аудита и техобследования дома составляется дефектный акт.

Самый важный момент — получение одобрения собственников квартир (согласие 100 %, либо 2/3 части собственников). На собрании обсудить предстоящий ремонт и сумму, которая будет на него затрачена.

После этого документы передаются на разработку ПСД. В течение двух месяцев готовится ПСД  и производится экспертиза. К протоколу собрания прилагается (помимо общей суммы, которая будет затрачена на ремонт дома), расчет долей каждого собственника квартиры и график погашения – ежегодный и ежемесячный. Плюс ОБЯЗАТЕЛЬНО указывается кому и в каком объеме предоставляется жилпомощь. Люди должны знать, за что, сколько и  как долго они будут платить.

Жители в праве решать не только, в каком именно ремонте нуждается дом, но и общим собранием выбрать подрядчика.

Последний подготовительный этап – подписание четырехстороннего договора между управляющим домом, владельцем квартиры, подрядной организацией и АО «Национальная компания СПК «Шымкент».

И только по завершении работ ремонт принимается коллегиально, а жители подписывают акт выполненных работ и только если их эти работы удовлетворяют полностью. Последний этап — выбор сервисной компании, которая будет вести дальнейшую эксплуатацию дома вплоть до возврата последнего тенге, которое выделяло государство на ремонт.

Скажем еще, что «заворачивать» программу модернизации никто не собирается. К слову, если в прошлом году на всю республику на реализацию программы выделялось порядка 7 млрд. тенге. То только для нашей области в этом году попросили более 2 млрд. тенге. А если недовольные качеством ремонта в своих домах жители объединятся и пойдут в суд? Если докажут, что подписи в документах фиктивные? Кто в этом случае будет возвращать бюджетные тенге. Тем более, счет пошел на миллиарды.

P.S.: Когда я разговаривала с Абдималиком Балбаевым, ему позвонил администратор программы по ЮКО. На замечание, что люди жалуются на некачественный ремонт и обещают не платить, на том конце провода ответили: «Все у нас нормально».

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=oZTzGTKOflA[/youtube]

Реклама