Известному скульптору Насыру Рустемову исполнилось 65 лет. Шымкентцы знают его по работам, которые выставлены на городских улицах. Это и задорный Шамши Калдаяков на одноименной улице, и Бекзат Саттарханов, запечатленный с улыбкой победителя.
Насыр Рустемов украшает Шымкент малыми архитектурными формами, принимает участие в оформлении всех городских парков и площадей. Его скульптуры знакомы жителям многих казахстанских городов. В день своего рождения скульптор презентовал идею «Дом-музей для друзей».
Самое интересное, пожалуй, это навещать художников в их мастерских. Одно дело видеть отполированный, доведенный до совершенства глянец работ на выставках и совсем другое — возможность потрогать руками еще может быть сырую идею художника. В готовом виде, конечно, красиво, но более вдохновляет увидеть задумку, так сказать, без одежды. В мастерской известного скульптора Насыра Рустемова — вернисаж новых работ. Композиции не только для города, но и для почти личного пользования, мастер работает над созданием музея для друзей.
Делать модно или по духу времени — над этим вопросом скульптор задумался с послевоенным Учителем. Из многочисленных работ художника Учитель, единственный герой, вылепленный с реального прототипа.
Насыр Рустемов, архитектор: « В работе над Учителем хотелось поймать состояние тех лет. Сейчас, когда фильмы о войне показывают, герои более современные, что ли… И галифе у них поуже, и китель покороче. Но чтобы передать атмосферу послевоенных лет, пришлось соблюсти все параметры, может быть, где-то даже утрировать обстановку».
Еще одна тема для постоянных разговоров среди художников — старый город. У Насыра Рустемова старый город умещается на одной табуретке. Старый город — это отрезок времени, считает скульптор. Эта композиция должна быть музыкой, а слова пусть каждый придумывает самостоятельно.
Насыр Рустемов, архитектор: «Старый город уже теряется на фоне мегаполиса, а так хочется сохранить его навечно. Это наше детство, и я его вижу именно так. Причем, очень хорошо меня понимают дети, когда моя внучка видит эту композиции, она всегда утвердительно говорит, что это маленькие домики и ей хотелось бы в таком домике жить».
В последнее время художник все больше обращается к собирательным образам. В легендах нет фотографий или точно прорисованных лиц. Поэтому каждый человек должен увидеть в скульптуре своего предка. Насыр Рустемов много времени уделяет лицам, создавая, и где-то даже подчеркивая общенациональные черты.
Насыр Рустемов, архитектор: «Все должно быть обобщено. Любой батыр не может быть конкретным человеком, поэтому приходится выделять общенациональные черты. Это наша легенда, наш эталон, наша гордость. Илью Муромца же тоже никто из современников не видел, это тоже собирательный образ, но это народны герой. Он должен быть монументальным, сильным, мощным, обязательно непокорным. Так что должно быть не лицо обычного человека, а высокий, сильный образ!»
Тема любви присутствует в работе каждого художника. Насыр Рустемов не исключение. В его «Диалоге» — национальные традиции и все, что нас окружает. И абстракция видения мужчины и женщины в понимании скульптора самая настоящая реальность. Неопримитивизм отличительная черта и в графике, вдохновение художник черпает в детских рисунках. Композиция «Красный волк», рассказывает Насыр, далась ему с огромным трудом — слишком сложно взрослому с определенными академическими рамками перейти открыть глубину на плоскости.
Насыр Рустемов, архитектор: «Дети это лучше видят, он как птицы, все видят на плоскости… Вот у моей внучки целый мир получился. И по-детски правильно… А я уже у нее учусь расположению».
Дом-музей для друзей, для которого и создавались эти работы Насыр Рустемов планирует открыть в ближайшем будущем. Чего тянуть, смеется скульптор, столько идей появилось, столько наработок. И все это нужно реализовать.