Надо ждать, или что общего между чиновниками Казахстана и Греции

145
Ольга Кусис, Афины
Ольга Кусис (Мязина), Афины

Так уж сложилось, что несколько месяцев назад мне пришлось с маниакальной периодичностью посещать чиновничьи кабинеты в двух странах. Я надолго уезжала из Казахстана в Грецию, и для этого, как полагается, надо было оформить кучу документов. «Надо ждать!» – любимая фраза господ государственных служащих в разных уголках планеты, а потому переезд превращается в настоящее испытание нервной системы с грустью и радостью пополам.

Меня учили избегать стереотипов, но, простите, так и тянет написать эдакий общий портрет чиновника.

Чиновник греческий на работу одевается как на прогулку: свободно, где-то даже небрежно. Обязательный атрибут рабочего стола – кружка с кофе и пепельница. Не тратит время на перекуры, дымит на рабочем месте, всем своим видом показывая, что, мягко говоря, глубоко равнодушен к усилиям Европы в борьбе с этой напастью. С посетителями разговаривает, как с младшими товарищами, терпеливо объясняя, что от них требует греческое законодательство. В кабинетах на столах и стенах можно увидеть иконы.

Чиновник казахстанский — сама официальность, обязателен галстук у мужчин и набор золотых украшений у женщин. Скучный рабочий стол с фотографиями близких в уголке. На стене обязателен портрет президента. Заходя к нему в кабинет, начинаешь судорожно вспоминать: когда же ты успел перед ним провиниться? На вопросы отвечает не поднимая головы, всем видом показывая, что ему мешают работать.

В Казахстане чиновников недолюбливают. В Греции же, скорее, завидуют, потому как те хорошо устроились, и без большого напряжения получают от государства стабильную зарплату, на которую можно хорошо жить и отдыхать. Госслужащим здесь достается от политизированных посетителей за любую допущенную ими оплошность.

В период кризиса, после всех реформ, связанных с экономией бюджетных средств, для государственных служащих Греции установлена минимальная зарплата в размере 780 евро. Сумма в пределах Европы небольшая.

По словам работника администрации Алматы, не пожелавшего назвать свое имя, минимальный размер официального вознаграждения около 70 тысяч тенге.

Между тем, работают греческие чиновники оперативно, справки о регистрации по месту жительства (в Казахстане — прописка), регистрация в налоговой (РНН) и все, подобные этим документы выдаются в течение 5-10 минут. Греческий чиновник говорит «Надо ждать!» в том случае, когда данные должны проверить в другом ведомстве, куда он отправит запрос. И, что хотелось бы подчеркнуть, ждать надо будет ровно столько, сколько скажут — не больше и не меньше. Никакие ускорения в виде N-ой суммы здесь не работают.

Казахстанских представителей мелкой бюрократии не любят за их высокомерие, хамоватость и волокиту, граничащую с откровенным вымогательством. «Приходите завтра», звучащее из уст казахстанского клерка, совсем не значит, что завтра вы получите заветную бумажку, которую надо отнести другому чиновнику.

Можно очень долго обивать пороги кабинета, пока некто вам не объяснит, что популярная фраза у них пишется иначе: «Надо ж дать!». Те, кто не хочет участвовать в унижении под названием «коррупция» ходит по кабинетам, доказывая свою правоту и, в конце концов, получает заветный документ. Подозреваю, что большинство все-таки платит за собственное спокойствие.

Грешна, платила. Был выбор – или вставай в гражданскую позицию, и самолет улетит без тебя, или дай взятку и катись к теплому морю в страну, где все есть и тебя ждут. Выбрала второе. Теперь знаю на практике, а не в теории, как должны работать те, кто живет на средства налогоплательщиков, то есть, на наши с вами.

Предвижу возражения типа – есть и добросовестные, честные и внимательные чиновники в Казахстане. Согласна, но мне они не встретились. И здесь очень наглядно работает теория вероятностей, то есть, чем больше коррумпированных слуг народа, тем чаще именно они тебя обслуживают.

Между тем, по статистике, в Казахстане самыми заядлыми взяточниками считаются полицейские. В Греции предлагать деньги полицейскому, чтобы откупиться от штрафа, не советую — получите по полной. А вот разжалобить можно. Если вас остановили за превышение скорости, и полицейский узнает, что вы недавно лишились работы или спешили к любимой, то может выписать меньший штраф за разговор по телефону за рулем, например. То есть, платить в казну за нарушение все равно придется.

Однако и в Казахстане на бумаге все очень даже красиво. Посмотрите документ, с красивым названием «О Кодексе чести государственных служащих Республики Казахстан». Все очень даже толково и знакомо, типа «не убий, не укради», то есть живи по совести.

Предлагаю средства, направленные на разъяснение населению посланий президента направить на кодирование чиновников подписанным главой государства указом.

Аэропорт, как правило, — визитная карточка страны. Именно там наблюдала такую картину (и было откровенно стыдно за государство, в котором я прожила долгие годы). Здоровенный детина в погонах подходит к отъезжающему иностранцу и спрашивает: «Тенге есть?». Тот честно отвечает, мол, есть. И вдруг служака с непосредственностью попрошайки говорит: «Дай». Иностранец лезет в карман, достает 2-тысячную купюру и отдает служивому. Человек в погонах с чувством исполненного долга идет дальше служить Отечеству.

Источник: Интернет-журнал Vласть.kz

Новости партнеров