«Судя по нашим дорогам, закончилась не зима, а война», – съязвил некто на просторах Интернета. Осмелюсь предположить, что автор этого афоризма – житель нашего Шымкента, получившего в прошлом году звание лучшего города СНГ.
О том, почему вместе со снегом на наших автодорогах растаял и асфальт, а главное, когда, кто, как и в каком объеме будет восстанавливать проходимость наших дорог, мы поговорили с руководителем сектора автомобильных дорог отдела ЖКХ, АД и ПТ города Шымкента Галымжаном Утенбаевым.
– Галымжан, согласитесь, после зимы автомобильные дороги Шымкента обычно представляют собой жалкое зрелище. Почему у нас так происходит? Почему асфальт не выдерживает?
– Дело в том, что у нас резко континентальный климат, – ночью холодно, а днем жарко. И мороз постоянно не держится. В течение дня лед может растаять, а вода, вы сами знаете, везде найдет себе дорогу. Она пробивается сквозь микротрещины в асфальте, а ночью подморозит – и она замерзает. Лед, как известно, имеет свойство расширяться. Так в асфальте появляются разрушения.
– И что, ничего нельзя с этим сделать? Или так проще – все свалить на климат?
– Нет, конечно. Но учтите и такой момент. Если я не ошибаюсь, с начала 90-х и до 2005-го дороги Шымкента серьезно не ремонтировались ни разу. То есть прошло три межремонтных интервала. И в этом году мы планируем отремонтировать 166 улиц, или 208 км дорог, на общую сумму 5 млрд. 417 млн. тенге. Плюс к этому запланированы гравийные покрытия улиц в трех районах города на общую сумму 809 млн. тенге.
– А почему бы не использовать суперсовременные материалы? Или это настолько для нас недосягаемо?
– Самый хороший материал на сегодня – щебеночно-масличный асфальтобетон (ЩМА). Но он очень дорогой. Кроме того, в городе очень мало компаний, производящих эту смесь.
– Не будем оглядываться на 90-е, но на протяжении последних пяти лет можно видеть – то одну улицу ремонтируют, то другую. Зачастую – ремонт ямочный. Почему не сделать раз и надолго, нормально и качественно. Так, чтобы не пришлось на следующий год возвращаться к тому же участку?
– На каждый участок дороги имеется целый пакет документов, в котором и оговаривается объем работ, вид ремонта, заключения экспертов, финансирование. Подрядчики не могут делать сверх оговоренного в документах. И потом, каждый подрядчик, выигравший тендер, обязательно подписывает договор, в котором помимо прочих условий указывается, что он дает трехлетнюю гарантию на свою работу. А это значит, что если в течение трех лет на участке, который он отремонтировал, снова потребуется ремонт, подрядчик будет это делать за свой счет.
– Историями о недобросовестных подрядчиках у нас уже никого не удивишь. А не получится так, что завтра подрядчик благополучно растворится в толпе?
– К участию в конкурсе допускаются только подрядчики, отвечающие целому ряду требований – наличие базы, техники и квалифицированной рабочей силы. И потом, сейчас в закон внесен ряд существенных поправок. Теперь подрядчику продлить лицензию непросто. У него должен быть стаж не менее 5, 10, 15 и более лет. А после получения определенной категории помимо стажа учитывается еще и количество завершенных объектов. Я не думаю, что ради нескольких метров дороги подрядчик станет рисковать собственной репутацией. Ведь если сегодня у меня возникнут с ним проблемы, завтра он просто не будет допущен к следующему тендеру.
– Когда начнется ремонт на наших улицах?
– Уже проводятся тендеры. По 44 улицам определены подрядчики, и они начинают работу.
– Но вы говорили о 166 улицах?
– Сейчас прошло два тендера. Результаты второго оспариваются в суде. Поэтому говорить о том, на скольких улицах в ближайшие дни начнутся ремонтные работы, пока не могу. Но до ноября будут отремонтированы все 166 улиц.
– Речь идет о капремонте?
– Нет. На этих улицах предстоит средний ремонт, подразумевающий восстановление проезжаемости дорожного покрытия. А капитальный означает полное снятие прежнего слоя и укладка нового.
– Тогда в чем заключается текущий ремонт?
– Текущий – это когда гарантия не прошла и появились ямы. А это, я опять повторюсь, дело уже подрядчиков.
– Кто будет контролировать качество работ?
– Победителем инжиниринговых услуг, которые в простонародье называются технадзором, объявлено ТОО «Шымкент курдели курылыс». Кроме того, наш отдел, являющийся заказчиком, также будет следить за качеством работ. Анализ используемых материалов будет проводиться через несколько аккредитованных лабораторий области.
– Компания «Шымкент курдели курылыс» уже «прославилась» на другом объекте – ремонтировали станцию «Спортивная» детской железной дороги. Сейчас станция нуждается в новом капремонте. А теперь получается, что они будут контролировать качество работ? Вам это не кажется странным?
– Дело в том, что прошел тендер. Значит, они смогли убедить тендерную комиссию в том, что могут. И еще, согласно изменениям в законодательстве каждый сотрудник технадзора должен пройти аттестацию. Только после этого они получают допуск к работе.
– Знаете, что очень удивляет жителей города? Какая-то избирательность в ремонте. К некоторым улицам у наших властей особое отношение, поэтому, наверное, они ремонтируются из года в год. А есть те, которые не трогают на протяжении двух, а то и трех десятков лет.
– Не могу с вами согласиться. К примеру, проспект Кунаева. Часто можно услышать жалобы, что его каждый год ремонтируют. Но это делаем не мы. Это коммунальные службы. Они меняют устаревшие коммуникации. А после замены они обязаны восстановить дорожное покрытие. Поэтому и создается впечатление, что каждый год ремонтируются одни и те же улицы.
– И еще вопрос, который интересует наших читателей. Как вы считаете, будет ли прав автовладелец, если подаст в суд на акимат Шымкента за испорченный плохими дорогами автомобиль?
– Этот вопрос к юристам, но я могу сказать: у нас на дорогах стоят ограничители скорости, указатели, и если водитель аккуратен, то, думаю, с его машиной ничего не случится.
Саида ТУРСУМЕТОВА
СПРАВКА РАБАТа
АДРЕСА 44 УЛИЦ, ТЕНДЕР НА РЕМОНТ КОТОРЫХ УЖЕ ПРОШЕЛ
Ул. Бахчевая (от ул. Сман Азима до ул. Жандосова); подъездная дорога к зданию общества слепых – ул. Адырбекова (бывш. ул. Чернышевского); ул. Бекет батыра; мкр. «Улагат», ул. Караван (от ул. Жибек жолы до ул. Спатаева); мкр. «Улагат», ул. Кызыл алма; мкр. «Улагат», ул. Бейбитшилик (от ул. Гажайып до конца улицы); мкр. «Улагат», ул. Баянды; ул. Уалиханова (от ул. М. Маметовой до ул. Сайрамской); ул. Караказы Абдалиева (от ул. Алимбетова до ул. Н. Ипмаганбетова); ул. Тяжова (от пр. Тауке хана до ул. Туркестанской); ул. Жасыл (Зеленая); ул. Байкадам Каралдин, ул. Гастелло; мкр. «Кайтпас-1», ул. Ш. Уалиханова; ул. Торекулова (от ул. Сайрамской до конца дороги); ул. Суворова; мкр. «Верхний Отырар», ул. Без названия; мкр. «Самал-2», продолжение ул. Т. Отарбаева; мкр. «Самал-2», ул. Без названия (от ул. Д. Аргынбекова до конца дороги); мкр. «Бозарык-3», ул. Ак Алтын; мкр. «Верхний Отырар», ул. Без названия; 112 квартал, ул. Ореховая; 112 квартал, ул. Персиковая; мкр. «Туркестан», ул. Без названия; средний ремонт от ул. Акназархана до ул. Толе би; средний ремонт от ул. Дулати, до ул. Рыскулова; средний ремонт от пр. Тауке хана до пр. Кунаева; средний ремонт пр. Бейбитшилик (от Темирлановского шоссе до пр. Республики); средний ремонт по пр. Жибек жолы до ул. Рыскулова; подъездная дорога к медицинскому центру в 4 мкр. (от ул. Б. Момышулы до ул. Б. Момышулы); мкр. «Акжайык», ул. Кызыл кия, ул. Ашир; мкр. «Достык» – подъездная дорога к амбулатории; подъездная дорога к дому ветеранов (ул. Аскарова, до ворот дома ветеранов); мкр. «Коргасын», ул. Водопьянова, ул. Женис; ул. Чкалова (от ул. Ю. Гагарина до ул. Д. Курманбекова); ул. Дулатова (от ул. Дулатова до ворот школы №33); мкр. «Казыгурт», ул. Каратас; мкр. «Самал-1», ул. Сарсенбаева; мкр. «Самал-1», ул. Сулейменова; мкр. «Самал-2», ул. Умит (от ул. Д. Аргынбекова до конца дороги); мкр. «Самал-2», ул. А. Тажибаева (от ул. Д. Аргынбекова до конца улицы); мкр. «Северо-Запад», ул. Без названия; 112 квартал, ул. Сарыагаш; ул. Уркимбаева; ул. Пролетарская.
Шымкент, газета «РАБАТ» №19 от 9.05.2012 г.