Создать нормальные условия жизни в малых городах — задача государственной важности. Несмотря на то, что моногорода республики отличает наличие одного или двух узкопрофильных, но вместе с тем системообразующих предприятий, во всех остальных смыслах они своеобразны и неповторимы.
Специальную программу развития моногородов правительство Казахстана приняло в мае. В Казахстане насчитывается 27 моногородов. В основном в эту категорию включены города с численностью населения от 10 до 200 тысяч человек. В большинстве своем такой город живет жизнью градообразующих предприятий. И если таковое предприятие замирает, то замирает и жизнь в городе.
В новую республиканскую программу возрождения моногородов вошел только один город Южного Казахстана. В некогда горняцком Кентау жизнь, казалось, замерла. Даже в нежаркий будничный день на улицах крайне мало людей и это при том, что вся обстановка располагает к благостному отдыху и длительному пребыванию на улице. Городок радует глаз обильной и сочной зеленью, а воздух, из-за небольшого количества автомобилей и простаивающих предприятий, словно прозрачный. Таким невозможно надышаться. С вопросом, чем живет город, мы обратились к сидящей на скамейке сквера пожилой женщине.
«Почти все на пенсию живут и на базаре сидят. Вы сами знаете, что у нас ничего нет. Где будут люди работать? Единственно, трансформаторный завод. Он один, пожалуй, и работает. Если люди работают на трансформаторном, то и получают стабильную зарплату. Хорошо получают и вовремя», — женщина сразу стала вспоминать, что у ее приятельницы родственники — заводчане. Так у них зарплата и жителям областного центра на зависть.
На перекрестке стоит одинокий представитель частного извоза. Но клиентов нет, и таксист ответил на наши вопросы о том, что делает и чем живет Кентау:
«Что делаю? Асфальт охраняю, правда, за это не платят. А остальные зарабатывают: кто в пределах города, кто на вахте, а из предприятий работает только трансформаторный. Говорят, в экскаваторном цех работает, но это разговоры. У нас в городе зарплату получают те, кто работает на трансформаторном, на вахте или бюджетники — образование, медицина».
Как рассказал словоохотливый водитель, его знакомые, в основном, работают за пределами города — вахтовым методом в Сузаке, Жезгазгане. Туда едут потому, что бывшие шахтеры, горняки. А так, некогда цветущий Кентау — город мертвый.
К числу градообразующих предприятий Кентау сейчас можно отнести только трансформаторный завод. Раньше это были и горнометаллургический комбинат, и экскаваторный завод, и завод стрелочных переводов, всего и не перечесть, но все это в прошлом. Сейчас город живет, как придется и как получится. Об этом говорит каждый встречный прохожий.
Молодой парень, лет тридцати рассказал, что для того, чтобы открыть свое дело в Кентау, он сначала работал за границей, накопил денег и только потом начал заниматься коммерцией в родном городе:
«Кентау живет, в большей степени, мелкой коммерцией. Базар, вещи, продукты и вахта. Молодое поколение, процентов на 80, на вахте. Я сам мелкий предприниматель. У государства помощи не просил. Ездил на заработки за границу и теперь пытаюсь здесь наладить свое дело. По меркам нашего города ничего, пойдет».
Самое главное, что кентаусцы верят в возможность возрождения своего родного города. Была бы поддержка со стороны государства, а предприимчивого духа у них больше, чем достаточно.
«Перспектива есть у этого города. Надо вкладывать сюда деньги, не вывозить отсюда деньги, не работать вахтами, а пытаться поднять здесь нашу промышленность. У нас здесь база хорошая», — рассуждал молодой предприниматель.
С тем, что Кентау оказался включенным в программу моногородов, многие связывают позитивные перемены в будущем. Об этом и говорилось на встрече администрации, представителей фонда «Даму» с предпринимателями. Вообще, в рамках программы развития моногородов предусматривается ряд мер по поддержке МСБ.
«Правительственная программа предполагает решение проблем по вполне определенному пути. Когда в моногородах создаются ассоциации представителей малого и среднего бизнеса и они заключают соглашение с градообразующим предприятием на предоставление услуг, это соглашение позволяет малому и среднему бизнесу, оказывая услуги, самому развиваться»,- один из путей возрождения Кентау предложил представитель фонда «Даму» г-н Егоров.
Предложение встретило понимание у акима Кентау Байсалова:
«Программа развития моногородов должна быть реализована при помощи 2-3 якорных проектов, которые вытащат город. Якорный проект — это предприятие, на котором будут работать 100 — 200 человек. Такие предприятия можно открыть здесь вокруг того же трансформаторного завода. У нас есть такие возможности».
В этом году из республиканского бюджета на развитие моногородов будет выделено 38 млрд. тенге. Для получения трансфертов каждому моногороду необходимо разработать и принять комплексный план развития. Кентау уже защитил свой план развития в 17 областных департаментах. Теперь слово за депутатами маслихата.
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=vL490p4AqHM[/youtube]