Недавно к нам в редакцию обратилась молодая семья. Полатовым родители подарили земельный участок. Они залили фундамент, подняли забор, но вдруг выяснилось – фундамент будущего дома стоит на так называемой санитарно-защитной зоне (СЗЗ). А значит, строение подлежит сносу. Как быть в этой ситуации, и сколько еще в городе семей, оказавшихся в зоне сноса, об этом мы поговорили с начальником юридического отдела ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг» Кенесом Алибаевым.
– Кенес Пулатович, для начала разъясните, пожалуйста, зачем нужны санитарно-защитные зоны. Насколько велика необходимость в СЗЗ?
– На балансе ТОО «ВРМ» имеются магистральные трубопроводы, доставляющие воду до потребителей, а также канализационные магистрали, которые отводят сточные воды. В соответствии с законодательством РК существуют санитарные защитные зоны, в пределах которых мы должны проводить свои аварийно-восстановительные работы. В случае поломки трубы или какой-то аварии мы должны немедленно среагировать, ведь от этого зависит доставка воды населению. Сейчас в пределах СЗЗ идут застройки. В свое время людям были выделены земельные участки в районе СЗЗ, и сейчас мы вынуждены разносить предписания, предупреждать население о том, что в этой зоне нельзя проводить капитальное строительство.
– И как решается вопрос?
– Иногда только в суде. С начала этого года у нас было 220 материалов. По какой-то части граждане сами всё привели в соответствие, остальные решились в суде. По другой части вынесено решение о сносе. Материалы направлены в институт судоисполнителей, которым и предстоит определить – в какие сроки и когда эти решения будут приведены в исполнение.
– Но ведь не всегда человек может знать о том, что по его участку проходит трубопровод или он в СЗЗ? Как получилось так, что сегодня дело доходит до суда? Почему?
– Визуально наши трубопроводы не видны. Если бы они были видны, было бы гораздо проще. Получилась интересная ситуация. В свое время земельные участки были выделены с целью, чтобы люди могли построить себе жилье. Часто эти вопросы не согласовывались с ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг». СЗЗ трубопроводов относится к категории земель общего пользования, так же, как и «красная линия» в городе. Соответствующие контролирующие органы должны были давать предписания или же проверять и не выдавать первому хозяину земельный участок, который выделялся по решению акима. Кроме того, в 2007-м году у нас был период легализации. Опять же с нами ничего не согласовывалось, не проверялось, и людям выдали правоустанавливающие документы на постройки, которые были возведены без регистрации, как в народе говорят – «нахаловка». А когда потом мы уже начали проверять, оказалось, часть из них находится в СЗЗ. Мы вынуждены, естественно, защищать интересы своей организации, потому что от этого зависит жизнь города. Как вы понимаете, если мы даже на один час прекратим поставку воды, это будет ЧП областного масштаба.
– Как быть человеку, дом которого попал под снос? Имеет ли он право подать в суд?
– С юридической точки зрения, конечно, он имеет право как правопреемник первого хозяина, а в соответствии с Гражданским кодексом все обременения выдаются новому хозяину при покупке, будь то какая-то задолженность или какая-то проблема – это все называется обременениями. Также он обладает и правами, например, обратиться в суд с заявлением, что первоначально была выдана неправильно земля, и потребовать, чтобы ему, во-первых, выдали земельный участок в том районе, где это разрешено, и возместили все затраты, которые он понес в связи с приобретением или постройкой данного помещения из-за того, что не знал, или потому, что в свое время контролирующие органы не проверили или не дали информацию, о том, что в этой зоне строительство запрещено.
Сейчас мы стали отслеживать ситуацию по всему периметру, где у нас трубопровод. В микрорайоне «Кайтпас» проходит очень большая труба диаметром около метра под давлением порядка восьми атмосфер, там, оказывается, тоже выдали земельные участки. И ко мне приходили хозяева этих земельных участков, говорили, что они продали квартиры, купили эти земельные участки, причем не очень дешево, но я им объяснил, что даже если они построятся, мы будем вынуждены выносить решение о сносе. Сейчас они обдумывают, как поменять этот участок в судебном порядке через исполнительный орган путем понуждения. Там они посмотрят уже, потому что это их частное право.
– Какова ширина СЗЗ?
– Существует СНиП 2008 года в отношении СЗЗ, по которому мы и работаем. Там минимально ограничено – 5 метров от водопроводной оси и три метра от оси канализационных коллекторов. То есть, если у нас водопровод проходит, в одну сторону от него пять метров и в другую.
– То есть, если эта территория попала в зону вашего участка, с частью земли придется расстаться?
– Не обязательно. Согласно 118-й статье Земельного кодекса РК, имеется земля трубопроводного транспорта, и там написано, что люди могут иметь ее в частной собственности, но тем не менее на ней запрещено строительство. СЗЗ нам необходима как воздух, потому что если вдруг произойдет авария, среагировать мы должны немедленно. И если она будет застроена, сами понимаете… Я бы хотел привести пример города Уральска, когда пробил канализационный коллектор и по улицам буквально полились нечистоты. Видимо, коммунальное хозяйство не смогло среагировать немедленно, потому что либо застроено, либо не смогли быстро определить. Поэтому СЗ всегда должна быть свободна от каких-либо строений, чтобы мы в любое время имели доступ к ней, могли определить место аварии и устранить ее.
Саида ТУРСУМЕТОВА
«РАБАТ» №26 от 27.06.2012 г.