КТО ВЕЗЕТ, НА ТОМ И ПРИХОДИТСЯ ЕХАТЬ В Шымкенте за год стало на 11 автобусных маршрутов меньше. Еще несколько на грани исчезновения – они не приносят дохода, ведь пассажиров на этих линиях не так уж много.

В Шымкенте действуют 109 маршрутов.

По данным ассоциации «Южавтотранс», на сегодня в Шымкенте действуют 109 маршрутов: 85 – автобусных, а по другим 24 бегают маршрутные такси. В диспетчерской службе зарегистрировано 1194 графика – такое количество автобусов ежедневно выходит на городские линии. Это летом, а зимой количество пассажирского транспорта, возможно, снизится. Такие невеселые прогнозы делают в ассоциации перевозчиков. «Конечно, цена на проезд поднялась, но мы опоздали с этим на год-полтора, – объясняет свое видение ситуации председатель «Южавтотранса» Дархан Каюпов. – За это время цены на бензин и запасные части для автопарка давно съели эту надбавку. Сейчас проезд в Шымкенте стал стоить 45 тенге, а, например, в Алматы цены поднялись до 80 тенге. А в чем разница между нашими городами? Сейчас начинается подготовка к зиме, но, я думаю, что повторится прошлогодняя ситуация, когда в парках оставалось 30-40 процентов машин…». Это пассажиры почувствовали, что плюс 10 тенге к каждому «билету» – кругленькая сумма. А для транспортников, кажется, ничего и не изменилось. Перевозчики не устают сетовать на отсутствие дотаций и субсидий для малодоходных маршрутов, а заодно на давление акимата и жесткие условия контрактов. Говорят, что новых автобусов на шымкентских линиях пока что можно не ждать. Почему? Нет денег. Максимум, что могут позволить себе бизнесмены, работающие в этой сфере, – приобрести китайские автобусы ценой до 25 тысяч долларов. А «легких» кредитов нет – никакой банкир не даст деньги под залог автобуса. Невыгодно… «Многие думают, что это легкий бизнес, – вздыхает директор ТОО «Ордабасы» Физули Гафаров, – что мы просто деньги лопатой гребем! Если бы это было так. Я понимаю требования акимата, но нас только ругают, ни разу слова хорошего в наш адрес не прозвучало. Хотя тот же акимат мог проследить, чтобы близ остановок не было стоянок такси, как, например, на остановке «Военкомат». Чтобы во время ремонтных работ на дорогах нас предупреждали и мы своевременно могли бы изменить маршрут». Профессионализм водителей – едва ли не самая больная тема. Хороший шофер сейчас настоящая находка. Транспортники готовы принять на работу около тысячи водителей, но их попросту нет. Труд это тяжелый и не всегда благодарный. Заработок на хороших маршрутах, максимум 80-90 тысяч тенге. И если у хорошего профессионала появляется возможность уехать в Алматы или Астану, то он сразу использует свой шанс.

Стоимость проезда увеличилась, а сервис в автобусах остался прежним.

Общественным транспортом мне приходится пользоваться каждый день. Сказать, что в Шымкенте есть проблема добраться из пункта «А» в пункт «Б», язык не поворачивается. По крайней мере, летом (заметьте, я говорю о городе, а не о пригородах). Автобусы и маршрутки вполне справляются с перевозкой горожан. Проблемы в другом – к нам в редакцию очень часто поступают жалобы на водителей автобусов и кондукторов. На их грубость и хамство. А гонки и частые дорожно-транспортные происшествия давно уже стали одним из «брендов» шымкентского общественного транспорта. Бесспорно, есть опытные и по-настоящему профессиональные водители. Такого водителя сразу чувствуешь. По тому, как трогается с места, как тормозит, как ведет машину по забитым городским дорогам – во всем этом чувствуется уважение к тем, кто сидит в салоне. Но таких водителей явное меньшинство. Другие предпочитают выражать свое отношение к пассажирам с помощью идиотских наклеек типа: «Место для удара головой!» или «Дверью не хлопать! А то водитель пугается и давит на газ!», «За душу не ручаюсь, а тело довезу». Но если быть объективным, то нужно поговорить и о нас – тех, кто каждый день ездит на работу и обратно в автобусе и маршрутке. Не мы ли просим остановить там, где удобно, а не там где положено? А если получаем отказ – демонстрируем свое недовольство кто тихим сопением, а кто и крепким словом. А кто оставляет пустые баклажки и прочий мусор в салонах или кидает его прямо из окон да дорогу? Кто лезет в переполненную маршрутку, а потом возмущается, что так ездить невозможно? У транспортников праздник. И знаете, чего хочется? Чтобы когда-нибудь мы отметили его все вместе. Чтобы День транспортников стал и Днем пассажиров тоже. И всем вместе хочется пожелать счастливого пути!

Ринат ХАМИДУЛИН, фото Тимура ДЖУМАБЕКОВА.

СПРАВКА РАБАТа Ассоциация «Южавтотранс» – тел. 54-05-57. Сектор коммуникаций и транспорта отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Шымкента: г. Шымкент, ул. Г. Иляева, 66-а. Тел.: 54-06-52 и 53-97-60; е-mail: jkx_shymkent@mail.ru

РАБАТ №31 от 1.08.2012 г.