Разбитое сердце болит очень долго, говорят в народе. Возможно и такое, что саднящие сердечные раны вообще невозможно залечить. А вот собрать по кусочкам разбитое болезнью сердце по силам опытным хирургам.
Если коварный недуг разбил детское сердечко – на помощь придут детские кардиологи.
… Когда малышу исполнился месяц, врачи поставили страшный диагноз – «транспозиция магистральных сосудов». Если выражаться простым языком, то центральные сосуды кровеносной системы ребенка были с самого рождения расположены неправильно, и по артериям текла отработанная, не обогащенная кислородом кровь. Организм ребенка не выдерживал полного отсутствия кислородного питания. Маленькая жизнь угасала на глазах. Перевозка младенца в республиканскую клинику могла стоить ему жизни, малыша было решено спасать в Шымкенте. За операцией наших врачей следили коллеги со всей страны.
«Мы оперировали такого малюсенького впервые в жизни, – рассказывает Алмат Байсалов, заведующий детской кардиохирургией южноказахстанского областного кардиоцентра. – Опыта в операциях, когда ребенок весит меньше десяти килограммов и был бы в возрасте младше восьми месяцев, у нас не было. Хотя когда-то надо было начинать. Тем более что доказано – самые удачные операции на сердце те, которые сделаны до того, как малышу исполнится годик. Уже к пяти годам в сердце и во всем организме ребенка могут произойти необратимые изменения, и бороться с патологией станет практически невозможно».
Сегодня малыш стремительно идет на поправку, проходит курсы реабилитации, активно развивается. Аномалии в его маленьком, но уже здоровом сердце больше нет.
Только за первое полугодие 2012 года в детской кардиохирургии Шымкента прооперировано 92 ребенка от рождения до 16 лет. На сегодняшний день эта цифра достигла ста.
И все же такое количество операций – пока капля в море, считает кардиохирург. Всего на учете с врожденными пороками сердца в области стоят 1927 детей. 1200 из них нуждаются в операции. Для того чтобы помочь всем нуждающимся деткам, необходимо делать по 500-600 операций ежегодно. Только в прошлом году от различных пороков умерло 130 ребятишек. Врачи просто не успели им помочь. «И такое часто бывает, – говорит кардиохирург, – особенно в селах, где не то что нет специалистов, а еще и родители лишний раз к врачу не обращаются. Болезнь ребенка затягивается до такой степени, что ребенку требуется уже не просто операция, а трансплантация сердца, а то и система «сердце – легкие». Ведь при пороках часто поражаются и легкие. Дети с поздней диагностикой попросту не доживают до операции – донорское сердце не так-то просто найти».
Все операции в детской кардиологии делаются бесплатно. Также по квоте ребенок проходит и курсы реабилитации в специальном центре для постоперационных детей. 80% спасенных ребятишек – дети из малообеспеченных, социально незащищенных семей. В Казахстане подобные операции обходятся государству порядка 10-12 тысяч в американской валюте. Тех, кто имеет мало-мальский стабильный доход и возможность купить билет, отправляют в столичные медицинские центры. Обеспеченные родители, как правило, квоту не ждут, а везут больного ребенка за границу. Операции на детское сердце в России и Европе стоят около 30-40 тысяч долларов в зависимости от сложности. Но жизнь ребенка в миллиарды раз дороже.
«У нас в кардиоцентре есть мобильная бригада, – рассказывает о критериях отбора Алмат Мейербекович, – мы периодически выезжаем в районы области и проводим консультации для кардиологов и родителей больных детей на местах. Там же мы рассматриваем показания к операции, обследуем как состояние ребенка, так и его социальные условия. Наши заключения, конечно, носят рекомендательный характер для вышестоящих комиссий, но могу сказать, что они учитываются при выделении квот. В этом году наши врачи объездили уже семь районных центров, выявили «срочных» больных».
Наша область – один из самых густонаселенных и многодетных регионов, поэтому потребность в специалистах детского кардиохирургического профиля высока. А в детском отделении областного кардиоцентра работают всего шесть врачей: четыре кардиохирурга и два кардиолога. Работа эта особенная.
«В детскую кардиохирургию приходят только после взрослой, – делится секретами профессии Алмат Байсалов, – никто и никогда не разрешит оперировать ребенка хирургу без взрослой практики. Есть и еще одно обстоятельство – редкий взрослый кардиохирург может работать с детьми. У профессионального доктора уже «набита» рука. Движения во время операции доведены до автоматизма. Но взрослое сердце – большое, а детское очень маленькое. Во время операции на взрослом сердце, как правило, само сердце не вскрывается, а на детском – иногда приходится перекраивать и перешивать его полностью. С детьми намного больше риска… Но с ребенком все и намного быстрее происходит: если операция удачная – не нужно считать недели и ждать, когда пациент встанет на ноги. Уже через пару-тройку дней после операции ребенка приходится отлавливать и силой укладывать в постель – уже ничего не болит».
И все же есть вещи, к которым врач не может привыкнуть. На счету Алмата Байсалова не один десяток спасенных жизней, хотя шымкентского кардиохирурга можно считать одним из самых молодых в республике, ему всего тридцать один. «Детские глаза перед операцией, взгляд малыша – это всегда тяжело, – рассказывает Алмат, – столько боли и надежды в них – сердце разрывается. Стараюсь выдержать этот взгляд, но не всегда получается… А когда после операции иду домой, всегда обращаю внимание на проходящих мимо меня людей, детей, бегающих по улице, и думаю: «Какие же вы счастливые, здоровые, сильные! Как хорошо, что у вас есть возможность проходить мимо кардиоцентра. И дай Бог, чтобы никогда не пришлось переступить порог больницы!»
Не затягивать с обследованием – самая главная рекомендация детских кардиологов родителям. Поводом для беспокойства должны послужить самые, казалось бы, безобидные симптомы: быстрая утомляемость, недостаток веса и частые болезни любого характера. А уж если участковый врач при обследовании уловил подозрительные шумы – нужно бежать на УЗИ сердца, не теряя ни минуты. Тяжелые пороки сердца диагностируются сразу после рождения ребенка, а вот многие небольшие, но не менее опасные аномалии начинают проявляться внешне к двум-трем годам. И вовремя начатое лечение помогает сохранить ребенку жизнь, сделать ее полноценной и насыщенной.
Елена БОЯРШИНОВА.
Справка РАБАТа
Южно-Казахстанский областной кардиологический центр – (7252) 22-10-47.
В консультативной поликлинике кардиоцентра ежедневно ведут прием детские кардиологи
с 9.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00.
РАБАТ №32 от 15.08.2012 г.