Учиться в школе нелегко. Приходится вставать ни свет ни заря, полдня примерно сидеть за партой и допоздна делать домашние задания. Школьники практически не видят улицы – на гуляние остается совсем немного времени. А заболел ребенок – педагоги винят родителей, мол, недоглядели, родители же в свою очередь спускают всех собак на школу! И воюют так с первого по одиннадцатый, а ребенок как был, так и остается бесхозным. Может, не стоит расходиться по баррикадам, а нужно бороться за здоровье ребенка совместными усилиями?
ШКОЛЬНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Частая ситуация: «Мама, не хочу в школу, голова болит, тошнит, горло режет, в носу щиплет… И вообще, меня вчера со второго урока уже отпустили, чтобы я к врачу пошел…». К врачу, естественно, никто и не собирается, потому как «болезный» школьник свеж, как огурчик на грядке.
Даже психологи советуют иногда давать школьнику лениться. Но категорически редко! Не отправлять в школу стоит только в том случае, если у ребенка температура свыше 37 градусов, была хотя бы одноразово рвота, диарея, «расклеился» нос и видны покраснения горла. Простуда может быть и легкой, но все же ученик в классе – источник заражения, чихнет на одноклассника, а тот заболеет более серьезно. Оставить дома и вызвать врача можно также в случае, если сотрудник школьного медкабинета на этом настаивает.
«Сотрудник медкабинета?» – спросите вы. О, счастливчик, значит, у вас абсолютно здоровое чадо. А медицинские пункты в наших школах есть. Из восьмидесяти трех шымкентских школ медицинского кабинета нет только в СШ №51 – это маленькая присоединенная школа, состоящая всего из трех классов. Но дети из этой школы прикреплены к кабинету ближайшей СВА, так что присмотр медсестры есть. К слову, в школах не предусмотрена штатная единица врача, учебные заведения обслуживают медицинские сестры. В их обязанности входит оказание первичной медицинской помощи, организация профилактических осмотров и прививок.
МЕБЕЛЬНЫЙ ВОПРОС
Уже в этом учебном году, закупая школьную мебель, руководство отдела образования Шымкента исходило из санитарных норм и требований к школьному оборудованию. Во время приемки городских школ перед началом учебного года санитарные врачи уделили пристальное внимание столам, стульям, партам и классным доскам. О партах, которым не один десяток лет, и речи не ведется – в ту пору школьную мебель делали согласно всем нормам и правилам. Современные фирмы в погоне за дешевизной не всегда соблюдают эти самые нормы и правила, хотя высота стола и наклон спинки стула имеют огромное значение для профилактики здоровья школяров. Искривление позвоночника, сколиоз, уже стал профессиональным школьным заболеванием.
Некоторые строители, ремонтирующие классные кабинеты, тоже не всегда обращали внимания на нормы. В этом году контроль был строгий. И если, согласно правилам, доска для учеников 1- 4 классов должна быть установлена так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 сантиметров, а в старших классах – 90-95 сантиметров, представьте, так оно и есть.
Айнагуль Досова, главный специалист Абайского УСЭН, принимала школы своего района, в целом нормативы соблюдены: «Согласно нормам и правилам, доска должна быть зеленого или коричневого цвета с матовым покрытием, черный цвет не допускается. Это все в наших школах есть. Висят классные доски правильно, для детей не составит труда писать на них. Соблюдено и расстояние между доской и партами первого ряда – от двух с половиной до трех метров. Санитарные требования разрабатывались с учетом охраны здоровья школьников, найден самый оптимальный вариант».
В школах учли, а дома? Чтобы научить ребенка правильно сидеть за своим рабочим местом, cорока пяти минут школьного урока недостаточно. Правильная посадка – как пройденный материал, нужно постоянно повторять, закреплять. Стоит позаботиться и о месте выполнения домашних заданий. Всегда учитывайте рост ребенка, уже готовый стол и стул можно подогнать под конкретного обладателя. При росте ребенка метр – метр пятнадцать высота крышки стола над полом должна быть 46 см, а высота сиденья стула – 26 см. При росте от 1,15 м до полутора высота стола должна быть уже 52 см, а стула – 30 см. Важно, чтобы ноги ученика стояли на полу, спина соприкасалась со спинкой стула, а между крышкой парты и грудью ребенка могла пройти его ладонь.
КУШАТЬ ПОДАНО, САДИТЕСЬ…
Сохранить здоровье ребенка без полноценного питания невозможно. Прописная истина: чтобы школьник хорошо учился, ему необходимы: рыба, яйца, мясо, творог, молоко, бананы и морепродукты. А никак не чипсы, кола, бургеры всех размеров, кириешки и прочие вкусняшки, в прямом смысле слова горящие синим пламенем. Не пробовали поджигать чипсы? Рискните, заодно и ребенку покажете, как химическое пламя спектра мазутного пятна наглядно продемонстрирует «ядерный» состав продукта.
Роль завтрака часто недооценивается родителями. Между тем дети, регулярно получающие полноценный завтрак, лучше учатся, активны на уроках, более внимательны и даже лучше себя ведут. Нелишним будет во время завтрака давать ребенку витаминно-минеральный комплекс. Не стоит забывать в наших краях и о йодосодержащих продуктах для пользы головного мозга. В какао, бананах, отварной куриной грудке и сладком перце содержится триптофан, который также активизирует работу головного мозга.
А вот с собой в школу отпрыску лучше ничего не давать, разве что только фрукты. С детским голодом вполне справятся школьные столовые и буфеты. В них как раз-таки купить чипсы-кириешки-газировки проблематично. Владельцы школьных буфетов и столовых в Шымкенте – частники, но контроль за качеством питания лежит на санитарных врачах. Любое нарушение правил продажи в детских общепитах грозит потерей места.
«Много строится школ, капитальные ремонты проходят, пристройки ведутся – образование расширяется, – говорит Наталья Котлярова, заведующая учебным сектором ГОО Шымкента, – поэтому расширяется и сеть питания. Сегодня буфеты есть во всех школах. По поводу столовых проще сказать, где их нет – это школы №№ 49, 51, 53, 54, 57, 58, 59, 60, 67, 84, 85. В 61-й школе нет ни буфета, ни столовой, она у нас такая единственная в городе, но сейчас решается вопрос о выделении денег из фонда всеобуча, для того чтобы малообеспеченные родители могли организовать детям завтраки. Всего за счет всеобуча и спонсоров-владельцев столовых в новом учебном году бесплатным питанием будет охвачено около 5000 ребятишек из социально незащищенных семей».
По словам Натальи Котляровой, даже при строгом контроле со стороны УСЕН могут случиться «неприятности». Если родители заметили, что в буфете или столовой продают запрещенные в школе продукты, необходимо обратиться к директору школы. Неплохо было бы поставить в известность и специалистов санэпиднадзора по месту нахождения школы. Можно позвонить по телефонам:
Абайский УСЭН: 40-74-01, 39-03-76,
Енбекшинский УСЭН: 53-51-07, 39-06-29,
Аль-Фарабийский УСЭН – 54-27-85.
ЗАГЛЯНУТЬ В ГЛАЗА ДРУГ ДРУГУ
Вот все у нас неплохо, и сидим мы правильно, и проблем с питанием нет, и по режиму все. А ребенок никак не соберется с силами и не начнет учиться. Все находятся какие-то причины. По статистике, каждый пятый ребенок имеет невыявленные проблемы со зрением. Причем сам школьник их может и не осознавать, а учеба страдает. Пройти осмотр окулиста обязательно, и неважно, в первый раз ребенок идет в школу или в десятый. Не стоит полагаться только на известную таблицу проверки зрения – с помощью нее выявляется только 20-30% проблем со зрением, так что она никак не может заменить полного осмотра у окулиста. Есть некоторые признаки, указывающие на то, что у ребенка могут быть проблемы со зрением: он близко держит книгу, читая, часто теряет место, где читал, или водит пальцем по строчкам, разглядывая что-нибудь, наклоняет голову вперед, вбок или назад.
И напоследок: стоит всегда держать контакт со школой и помнить, что школа не противник, а помощник в деле сохранения здоровья каждого бесценного чада. И мы совсем не по разные стороны баррикад.
Елена БОЯРШИНОВА
РАБАТ № 36 от 05.09.2012 г.