Один ребенок, находящийся в детском учреждении, обходится бюджету в 18375,8 тенге

НУЖНАЯ ТЫСЯЧА

С 20 сентября вступило в законную силу постановление акимата Южно-Казахстанской области об увеличении платы в государственных детских садах. Отныне родителям нужно выложить в месяц не 6130, а уже 7084,35 тенге.

Один ребенок, находящийся в детском учреждении, обходится бюджету в 18375,8 тенге.

И все бы ничего, если бы не шквал звонков в редакцию от родителей детсадников. По случаю повышения оплаты в садах были созваны родительские собрания, где мам и пап уведомили о новой цифре. Правда, в садах вместо семи тысяч за малыша предлагают платить 8200 тенге, а в некоторых и того больше. Удивленные родители пытались выяснить, откуда такое расхождение с постановлением акимата, на что получали короткий ответ: «А эта тысяча на хознужды!»
Это показалось довольно странным, поскольку в том же постановлении четко прописано, какую часть расходов на содержание ребенка оплачивает родитель. Только его питание!
Государству содержание одного малыша в детском саду обходится в кругленькую сумму. Считайте: один ребенок, находящийся в детском учреждении, обходится бюджету в 18375,8 тенге, в мини-центре при школе – в 12122,4 тенге, в мини-центре – в 12257,2 тенге. Всего в Южно-Казахстанской области функционируют 929 дошкольных учреждений, в том числе 397 детсадов и 532 мини-центра. 91300 малышей посещают детский сад. Получается, что этих сумм на хознужды не хватает?
О пресловутых хозяйственных нуждах разговор идет не первый год. Еще в 2008 году денежки на хозяйство стали поводом прокурорской проверки. «В начале года в Енбекшинскую райпрокуратуру поступило заявление шымкентки Н. Ярцевой о взимании дополнительных денег в бюджетном саду «Куншуак», куда ходит ее ребенок, – говорила в интервью в декабре 2008 года старший помощник прокурора ЮКО Жания Алиханова. – Мы организовали проверку. Выяснилось, что на основании ходатайства заведующих детских садов и письма отдела образования Шымкента от 4.10.07 года было принято решение: установить ежемесячную плату на одного ребенка в размере 5300 тенге. В нее вошли затраты на питание – 4300 тенге, на хозяйственные нужды – 800 и оплату больничных персоналу – 200 тенге…»
Подобные проверки проходят с завидной регулярностью. И все эти годы детские сады безуспешно пытаются доказать родителям, что поскольку они «не совсем» государственные учреждения, то и средства на некоторые статьи расходов для них не предусмотрены.
Детские сады имеют статус ГККП – государственного казенного коммунального предприятия, поэтому и госфинансирование осуществляется частично. Государство обеспечивает детскому саду образовательные услуги, содержание здания и прилегающей территории, заработную плату сотрудникам, оплату коммунальных услуг. Родители платят за питание, а вот бытовая химия и предметы личной гигиены ребенка остались «за бортом». Это и есть хозяйственные нужды детского сада. К слову, нигде в подзаконных актах, положениях и постановлениях действительно не написано, что этот вид расходов должны взвалить на себя родители, но и государство сей пунктик попросту пропустило. Дело сугубо наше, платить дополнительную тысячу или оставить свое чадо без моющих средств.
Самое интересное, что этот пункт расходов всегда был включен в родительскую оплату. До недавнего времени оплата за сад составляла 6200 тенге: 5200 питание и 1000 – нужды. Но поскольку в последний год подорожали продукты питания, практически все детские сады перебросили эту тысячу на закупку продуктов. В это время и начался сбор с родителей мыла, порошков, моющих средств и туалетной бумаги… С повышением цены в некоторых ушлых садах они продолжились. Но есть в Шымкенте десткие сады, и их немало, в которых как не собирали дополнительные деньги, так и не собирают по сей день. Видимо, все зависит от руководства сада: нашли поставщиков подешевле, сэкономили, распределили…
«С 1 октября, как только родители начнут платить по 8200 тенге, детские сады не имеют права требовать дополнительной платы на хознужды. А тем более «брать натурой»: порошками, «Ферри», салфетками. Они обязаны укладываться в необходимую сумму, – отметила Жузумгуль Абуова, руководитель дошкольного сектора управления образования ЮКО, – все остальное можно смело считать поборами, что недопустимо и карается законом…»
В управлении образования ЮКО также отметили, что платить за детский сад нужно до 10 числа текущего месяца. Многие родители считают такие сроки незаконной предоплатой, мол, пусть сначала ребенок «получит услугу», а потом мы заплатим. Но дело в том, что все дошкольные организации осуществляют госзакупки самостоятельно. И для своевременного обеспечения детей продуктами питания в обязанности родителей входит ежемесячная оплата за питание до 10 числа.
А в какую сумму входит покупка кроваток, постельного белья и прочих садовских аксессуаров, тут же задают вопрос дотошные родители. Ведь долгожданное попадание ребенка в детсад вовсе не повод успокаиваться. В группах вечно не хватает кроваток, горшков, постельного белья и даже посуды. А это-то куда девается?
«Это беда переполненных групп, – отмечает Жузумгуль Абуова, – приобретение инвентаря предусмотрено в соответствии в рассчитанным количеством мест. Есть постановление правительства «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации дошкольных организаций образования», которое предусматривает наполняемость групп до 25 детей, и обеспечение их инвентарем свыше нормы не предусмотрено!»
В детских садах будет все только тогда, когда построят необходимое количество садов и решится вопрос с наполняемостью групп. Это, конечно, дело времени. А пока самому родителю решать, вести малыша в переполненный детский сад (и быть готовым к тому, что, возможно, придется доплатить) или нет.

Справка РАБАТа
По данным МОН РК, в среднем родители платят за услуги государственного детского сада около 9000 тенге ($ 62) в месяц. Самая высокая оплата в Алматы – от 15000 до 20000 тенге в месяц (от $ 103 до $ 137). Самая низкая – в сельских дошкольных организациях Южно-Казахстанской, Жамбылской и Кызылординской областей – от 3000 до 6000 тенге (от $ 20 до $ 40).

Елена БОЯРШИНОВА

РАБАТ № 39, 26.09.2012 г.