Хранить квитанции за оплату комуслуг или выбрасывать? Вот в чем вопрос

2637
Согласно статье 178 ГК РК, общий срок исковой давности устанавливается в три года.

 

Согласно статье 178 ГК РК, общий срок исковой давности устанавливается в три года.

«Как долго нужно хранить разные чеки и квитанции? И вообще хранить ли? Имею в виду счета об оплате за коммуналку, телефон, кабельное телевидение, чеки за крупные покупки. К примеру, я складываю их в большую папку. Одна уже переполнилась. Вот думаю, имеет ли смысл вообще это делать?» – интересуется читательница РАБАТа Валентина Пономарева.
Вопрос тем более актуален в свете последних событий вокруг оплаты за мусор и тепло. У людей вдруг стали «всплывать» долги многолетней давности, и что с этим делать? Чтобы найти ответы на вопросы Валентины Максимовны, мы обратились к законодательству РК.
Итак, первый документ, который направлен на защиту наших прав, так и называется Закон «О защите прав потребителей», второй документ – «Правила предоставления коммунальных услуг» и наконец третий источник – Гражданский кодекс РК.

ТАКИЕ «НУЖНЫЕ» БУМАГИ
К ним относятся страховые полисы, договоры с компаниями – поставщиками услуг (например, мобильной связи, кабельного телевидения или Интернета), инструкции к бытовой технике и гарантийные свидетельства. Эти документы необходимо хранить, пока вы пользуетесь купленными товарами и услугами или до истечения срока гарантии.
В случае поломки вы, воспользовавшись чеком, по гарантии сможете отремонтировать сломанное, предъявить продавцу претензии, изменить тарифный план и тому подобное.

ДОЛГОИГРАЮЩИЕ ЧЕКИ
Вы купили новый телевизор, мебель, стиральную машину или установили душевую кабинку. Все эти предметы должны служить и после того, как гарантия на них закончится, а значит, и документы на них до поры до времени выбрасывать не стоит. Хранить эти бумаги придется ни много ни мало – весь срок службы. Он обычно указывается в инструкции по эксплуатации. А если – нет, то, как правило, считается равным десяти годам.
Зачем хранить так долго – спросите вы? Отвечаем – даже если гарантия уже закончилась, вы имеете право в течение срока службы выставить (только уже не продавцу, а изготовителю) претензию по качеству товара и иногда вернуть свои деньги и даже компенсацию за ущерб. Или, скажем, в химчистке испортили вашу совсем недешевую одежду, покрывало или ковер. Как доказать стоимость вещи? Так вот он, чек!

КВИТАНЦИИ-С!
Неаккуратно относитесь к оплаченным счетам за коммунальные услуги? Избавляйтесь от этой практики как можно скорее. Не стоит расставаться с оплаченными коммунальными и телефонными счетами, квитанциями об оплате штрафов и аренды. Как долго? Чем дольше, тем лучше, но минимум – три года.
Дело в том, что сведения об оплате иногда теряются, например, из-за компьютерного сбоя, в результате переезда организации, потопа и пожара и т.п. Если «контора» восстановить их не сможет, а у вас квитанций не окажется, то, возможно, придется платить снова. Без квитанции практически невозможно подтвердить факт оплаты за что бы то ни было. Поэтому лучше иметь полную коллекцию. А три года – это период, в течение которого действует так называемый срок исковой давности, указанный в ГК РК: «Статья 178. Сроки исковой давности
1. Общий срок исковой давности устанавливается в три года.
2. Для отдельных видов требований законодательными актами могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком…». Это значит, что вы можете оплатить счет или штраф, а потом на протяжении трех лет оспорить его в суде и потребовать перерасчета. Точно так же и от вас могут потребовать оплатить услугу (те же коммунальные платежи), оказанную давно. Если есть квитанция – показываете и доказываете свою правоту. Нет – платите. А если прошло более трех лет, то просите суд применить исковую давность. И помните: истечение срока давности до предъявления иска является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

ЧЕКИ ЗА ТОВАРЫ
Сколько времени: пока не окончится срок гарантии. А если он не указан, то два года.
Зачем: в течение этого времени за качество товара отвечает продавец. Если вас что-то не устраивает, то с товарным и кассовым чеком вы сможете легко доказать, что купили вещь именно здесь. Кроме того, если надумаете что-то продать, то по чеку легко восстановите первоначальную цену. Основание – статья 17 Закона «О защите прав потребителей», в которой черным по белому сказано:
«Статья 17. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара
1. В отношении товара, на который установлен срок годности, потребитель вправе предъявить требования о недостатках товара, если они обнаружены в течение срока годности товара.
2. Если на товар установлен гарантийный срок, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков товара в течение гарантийного срока.
Гарантийный срок начинает исчисляться с момента передачи товара покупателю, если иное не предусмотрено договором.
Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены потребителем при условии, что недостатки в проданном товаре были обнаружены в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю, если более длительные сроки не установлены законодательством Республики Казахстан или договором».

ПОЧТОВЫЕ КВИТАНЦИИ
Если речь идет о подписке на периодику, то и хранить такие квитанции лучше весь период самой подписки, а квитанции об отправке посылок, бандеролей, заказных и ценных писем – пока их не доставят по адресу. Хранить их нужно для того, чтобы при необходимости легче было разыскать пропавшее отправление или доказать, что вы действительно что-то отправляли.

Саида ТУРСУМЕТОВА

РАБАТ №41, 10.10.2012 г.

Реклама