Кто кому служит: чиновники – народу или народ – чиновникам?

136
Главный редактор газеты "РАБАТ" Фарида Шарафутдинова

УСЛУГИ ОТ ИМЕНИ ГОСУДАРСТВА

Главный редактор газеты «РАБАТ» Фарида Шарафутдинова

Сколько раз на день или в неделю вам приходится сталкиваться-общаться с госслужащими? И каково впечатление? Хотя бы раз вы почувствовали, что госчиновник искренне, бескорыстно, а главное, квалифицированно пытается помочь в решении возникшей у вас проблемы? Видимо, ситуация в этих вопросах по-прежнему далека от идеальной, раз на нее в очередной раз обратил свое внимание президент страны.
Неделю назад, 28 ноября, Нурсултан Назарбаев провел в Ак орде совещание с главами регионов. На нем он отметил еще одну победу Казахстана – право проводить международную выставку EXPO-2017. Однако, по его мнению, это не дает нам «…повода почивать на лаврах! Именно поэтому мы приступили к новому этапу реформы». А реформы эти в первую очередь касаются повышения эффективности государственной службы.
На этот раз все высказанные президентом страны замечания были на редкость афористичны, их хоть сейчас можно повесить в виде транспарантов на входе в каждый из наших акиматов, управлений и отделов: «Я всегда говорил, что государственный служащий – от слова служить», «Ключевым показателем деятельности государственных служащих и всех бюджетников должно стать качество услуг населению», «Не думайте, что вы небожители!», «Госслужащий содержится на налоги населения. Они вас наняли, включая меня, чтобы мы им служили. А не для того, чтобы они вам служили. Зарубите себе это на носу или еще где-нибудь!».
Глава государства напомнил акимам, что продвигать по карьерной лестнице надо только профессионалов. Досталось от президента и чиновникам, ректорам университетов, директорам школ и даже детских садов за то, что те «сели в кресла, почувствовали себя небожителями, забыв о служении народу».
Ладно бы дело касалось только хамства и грубости госчиновников, здесь при желании на них можно найти управу. Но как быть с тем, что некоторые из госчиновников к тому же просто некомпетентны, если не сказать более. Они попросту не справляются со своими прямыми обязанностями. По информации пресс-службы главы государства, на 1 ноября 2012 года общая сумма неосвоенных бюджетных средств в республике составляет 143 млрд. тенге! Что это – запланированный провал или все же провальное планирование? Президент дал поручение разобраться и принять жесткие меры к администраторам бюджетных программ по вопросам неосвоения бюджетных средств. А своей администрации и правительству дал срок в две недели на подготовку проекта ЗРК «О государственных услугах».
Госуслуги, или же услуги от имени государства. Мы или наши близкие получаем их на протяжении всей нашей жизни, начиная от свидетельства о рождении, справки с места жительства, СИК, РНН или ИИН, постановки на учет-в очередь, среднего обязательного образования, медобслуживания в поликлинике, свидетельства ИП и заканчивая справкой о смерти. Постепенно выдача части из них переходит в ЦОНы. На сегодняшний день в Казахстане через центры обслуживания населения предоставляется 59 видов государственных услуг по линии 7 государственных органов. Планируется, что с начала 2013 года через ЦОНы будет оказываться 156 видов госуслуг 20 госорганов.
Все больше услуг переходит в электронный формат. Это упрощает общение с госорганами, сокращает коррупцию, улучшает контроль. Как пример, госзакупки – они стали открытыми, обязательна публикация конкурсной документации на сайтах. Это уравнивает права участников госзакупок. До идеала далеко, но все же лучше, чем было раньше.
Что человеку важно знать в этой сфере? Какой государственный орган оказывает ту или иную госуслугу, какие сроки рассмотрения его заявки и по каким причинам ему могут отказать. По сути, для гражданина, законопослушного налогоплательщика, государство должно стать сервисной структурой. Поэтому на государственной службе – службе народу – должны находиться самые компетентные, квалифицированные, неравнодушные и неподкупные чиновники. Пока же для многих из них главной мотивацией является возможность быть поближе к бюджетным денежкам, шанс ущипнуть-урвать от этого пирога. Интересы общества, государства, тем более – простого человека для таких стоят где-то далеко, ну очень далеко. Пока такие чинуши будут оставаться у власти, мы будем по-прежнему сталкиваться с волокитой, бюрократизмом, чиновничьим равнодушием.
Что делать? Сейчас напомню. Указом Президента РК №1567 от 3 мая 2005 года утвержден «Кодекс чести госслужащих Республики Казахстан» (Правила этики государственных служащих). Он устанавливает основные стандарты поведения государственных служащих. Текст «Кодекса чести» размещен в зданиях всех госорганов в доступных для всеобщего обозрения местах с указанием телефонов доверия, по которым граждане могут сообщать о фактах нарушения госслужащими требований «Кодекса чести». Кроме того, в каждом госоргане заведена книга контроля этики, в которой граждане могут письменно сообщать о фактах нарушения своих государственных прав и норм «Кодекса чести» со стороны чиновников. Госорганы обязаны реагировать и информировать заявителей в установленном порядке. Все в строгих рамках Закона.

Фарида ШАРАФУТДИНОВА

Новости партнеров