УДИВИТЬ И УДИВИТЬСЯ, ИЛИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ С ВЫСТАВКИ
Есть вещи, мимо которых изо дня в день, из года в год проходишь, не замечая или не придавая им должного внимания. Возможно, в силу отсутствия времени или по недомыслию, то ли в силу других столь же важных причин. Так, пробежишь мимоходом глазами, отметишь взглядом, что есть, стоит или лежит на своем привычном месте, и тут же забудешь о существовании. Но вдруг выясняется: то, к чему ты привык и относишься как к обыденности, у других – источник повышенного интереса, уважения и удивления.
Договариваясь о встрече с Александром Николаевичем Подушкиным, известным ученым, который недавно вернулся с научной конференции и казахстанской археологической выставки в немецком городе Бохум, я думал, что речь пойдет об археологии. Ведь с кем говорить об археологии, как не с археологом, доктором исторических наук, одним из немногих, кто представлял Казахстан на уникальной выставке достижений и открытий казахстанских археологов в германской Земле Северная Рейн Вестфалия. Но, к моему удивлению, археологические открытия, хоть они и были из разряда мировых сенсаций, стали отнюдь не главными темами разговора. Главным же было отношение к истории как таковой, восхищение неподдельным интересом и уважением к нашему историческому наследию со стороны немцев и социальная направленность действий немецкого правительства.
«Начнем с того, что выставка «Неизвестный Казахстан: новые археологические исследования в сердце Азии» – это крупномасштабная акция, связанная с пропагандой культурного наследия Казахстана. Она готовилась более двух лет на уровне правительств Казахстана и Германии. Инициаторы хотели, с одной стороны, организовать очень большой и авторитетный научный форум по вопросам археологии Центральной Азии и Казахстана. С другой, создать долгосрочную выставку, которая показала бы археологические открытия и культурное наследие Казахстана с древнейших времен и до Средневековья», – поделился предысторией организации крупнейшего за годы независимости Казахстана научного проекта Александр Подушкин.
Впервые стало возможным представить собранное воедино огромное количество артефактов предков казахов на действующей в течение полугода выставке. Но почему Бохум? Город с населением меньше 400 тысяч человек, из которых 40 тысяч студентов, не просто образовательный, но и музейный центр. Немецкие археологи многие годы сотрудничают с казахстанскими археологами. И потому инициаторами экспозиции на первом этапе стали профессор Штольме, представляющий Германский музей горного дела, а с казахстанской стороны – известный археолог Зейнула Самашев. Их объединяли и научные, и социальные, и образовательные цели. Ведь речь идет о совершенно разных культурах – европейской и центральноазиатской, номадической, со своей философией, организацией.
«Бохум находится в знаменитом Рурском угольном бассейне. Интересно, как правительство Германии решает социальные вопросы. Когда шахты были выработаны, то все надземные и подземные коммуникации реконструировали в научно-исследовательские учреждения или музеи. И значительная часть горожан в них работает. Местные власти адаптировали гигантские пустующие площади, создали условия, чтобы можно было проводить выставки и научные конференции. И нынешняя выставка проходила в бывшей шахте», – Александр Николаевич показывал фотографии наземной части шахты, а теперь вход музея, «упакованный» в благородный камень.
Такая же картина в городе Эссен. Шахта с подъемниками является огромным музеем. У него даже статус ЮНЕСКО есть. И во многих других городах то же самое. А мне невольно вспомнилось, что у нас посчитали обременительным для бюджета существование выработанных шахт в Кентау и затопили многокилометровые штреки с горизонтами на сотнях метров глубины.
Да что там шахты… Как-то довелось побывать в Боснии и Герцеговине. В столице Сараево проживают 150 тысяч человек. Кто бы знал о существовании заштатного Сараево, если бы не конфликт в начале прошлого века, приведший к началу первой мировой войны и не зимняя Олимпиада? Страна ни в какое сравнение по экономической мощи с Казахстаном не идет. Однако в середине то ли семнадцатого, то ли восемнадцатого века в городе действовал университет. На современный момент от него сохранились лишь пара кирпичных стен одной комнаты и небольшой каменный мостик. Но они остались! Их бережно реставрировали, накрыли толстенным прозрачным стеклом, чтобы посетители могли воочию увидеть средневековые постройки, а вокруг и над кирпичными останками построили уже современный частный университет. Над реконструкцией вкруговую поднимаются лестничные марши, а стены стали галереей для картин известных художников. Казалось бы, чего ради частнику «потеть» и идти на огромные траты, конструктивные сложности? Ан нет. Сохранил. Не посчитался с деньгами. Связь времен дороже, да и туристы, которые приходят посмотреть на живописные работы и остатки старого университета, «карман греют».
А у нас? «Живых» памятников строительства города – раз-два и обчелся. Казалось бы, надо беречь, как зеницу ока, то малое, что осталось, чтобы потом было куда отвезти туристов. Но как бы не так. Была Никольская церковь рубежа веков, она же впоследствии – филармония. Была. Снесли. Потому что решили – проще и дешевле (хотя это вряд ли) сделать новодел «под старину», нежели сохранить исторически значимое здание.
Свидетельством высочайшего уровня конференции и выставки стало их открытие директором Германского музея горного дела Штефаном Брюггерхоффом и президентом Бундестага ФРГ Норбертом Ламмертом. Потом выступали посол Казахстана в Германии Нурлан Онжанов и вице-спикер Мажилиса Парламента РК Кабибула Джакупов. «Исключительно доброжелательно, с величайшим уважением и интересом была создана выставка, где каждый квадратный метр экспозиции был продуман, применены новейшие технологии. Зал заседания оснащен новейшей аппаратурой, прямым переводом на любой язык. (Ну как тут не вспомнить, что обещанный перевод выступлений с казахского на русский и наоборот в залах городской и областной администраций в Шымкенте так и не появился, невзирая на обещания и закон – авт.). Ну и наконец сам выставочный зал. Это потрясающая вещь: огромный объем, точечная подсветка создает такую световую гамму, которая совпадает с этническим стилем», – рассказ о выставке археолог иллюстрирует фотографиями экспозиции: вот символ Казахстана – «золотой человек», вот курган – символ кочевничества. А в одной части зала сделан макет Берельского погребения, с уникальными находками, включая лошадей в масках. «Здесь же перед вами номад времени раннего железного века, в повозке. На огромных экранах по вашему желанию можно посмотреть микрофильм. Вот сарматская экспозиция. Оружие, изделия из золота и серебра. Следом – кангюйские объекты на фоне гигантских фотографий наших гор. От Южного Казахстана мы представили уникальные артефакты, уникальное кангюйское письмо. В Германии имеют очень слабое представление о государстве Кангюй, которое существовало у нас на юге Казахстана со II века до н.э. по IV век н.э. И потому на них огромное впечатление произвела письменность, кангюйское письмо, которое является мировым открытием. Это все для них было абсолютно новым, и надо сказать, что они очень благодарно воспринимали сам факт такой информации», – рассказывая о выставке, Александр Подушкин не уставал подчеркивать, что вся экспозиция была сделана безошибочно с точки зрения науки, эстетично и с великим уважением к культурным традициям предков казахского народа.
А я не мог не спросить, каковы же результаты исследования самого кангюйского письма, найденного экспедицией под руководством Александра Подушкина. В 2002 году была обнаружена первая глиняная табличка с надписью из 28 букв. В 2005 году – еще одна с большой надписью из 190 знаков, а также три фрагмента, а затем – целая табличка с надписью из 44 знаков. Всего в распоряжении археологов находятся надписи общим объемом в 250 знаков, сформированных в 29 строк. В расшифровке надписей участвовал и известный британский востоковед Николас Симс-Вильямс. «В сборнике докладов конференции опубликована статья члена-корреспондента Национальной академии наук Франца Гринета и академика Великобритании Николаса Симс-Вильямса, посвященная кангюйскому письму. Письмо, выполненное в горизонтальную строку, написано арамейским алфавитом. В нем имеются идиограммы, когда один знак может нести в себе информацию словосочетания или нескольких слов. Это самое раннее, как предполагают ученые, согдийское письмо из всех известных пока, которое мы смело можем называть кангюйским. В нем содержится очень серьезная информация о социуме, о закладке городов, термины государственного значения – казна, родственного значения – отец, сын, даже военные звания. Письмо выполнено на керамических кирпичах, таблицах, аналоги которым существуют в древних государствах Двуречья», – пояснил археолог. Специалисты предполагают существование на территории Казахстана регионального центра древнего письма. Полной расшифровки текстов еще нет, но ученым удалось прочесть первые слова с табличек: «царь-господин», «завоевание», «Чач» (древнее название Ташкента), «народ шатров» и т. д.
Конференция в Германии завершилась, а выставка продолжает свою работу, как будут продолжать свою научную деятельность и археологи, которых, вероятно, ожидает новый интересный этап. Ведь в ходе прошедшего научного форума были заключены соглашения о совместной работе казахстанских и немецких археологов.
Сергей ПАВЛЕНКО