«И НЕ ЗАБУДЬТЕ ПРО ПОЖАРНЫЙ ГИДРАНТ!..»
В Шымкенте состоялись общественные слушания материалов по проектам детальной планировки отдельных частей города. В августе 2012 года правительство утвердило генеральный план Шымкента. Теперь наступил следующий этап – детальная планировка.
ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ
Особенность этого этапа – проведение общественных слушаний. Для чего они проводятся и чем отличаются от публичных слушаний, РАБАТ уже писал в одном из январских номеров газеты. Напомним, суть общественных слушаний – в обеспечении конституционных прав граждан и общественных организаций на своевременное получение достаточной и полной информации о состоянии окружающей среды и участие общественности в процессе принятия экологозначимых решений. Иными словами, проектировщики должны будут учесть все высказанные в ходе слушаний замечания и предложения.
Итак, перед заинтересованной общественностью, а это представители территориального управления Министерства охраны окружающей среды, управления архитектуры и градостроительства ЮКО, департамента СЭН по ЮКО, городского управления ЧС, журналисты местных СМИ, а также простые шымкентцы, выступили архитекторы и проектировщики, представляющие две алматинские проектные фирмы – «ГРАДО» и «Казгипроград-1». Они подробно рассказали о проектах детальной планировки восточной части вдоль проспекта Жибек жолы, микрорайона «Сауран», нового жилого массива с административно-деловым центром в городе Шымкенте (2-й этап), архитектурно-градостроительного узла в границах проспекта Момышулы, площади Аль-Фараби, проспекта Бейбитшилик, проспекта Республики, архитектурно-градостроительного узла реки Кошкараты и прилегающей территории от родника до улицы Жангельдина, а также благоустройства реки Бадам, Шымкентского канала и пригородной зоны города Шымкента.
РАЙОН – КАК МИНИ-ГОРОД
Светлана Рябых, главный архитектор ТОО «Казгипроград-1», рассказала о новом шымкентском районе «Сауран». Он расположен в границах проспекта Жибек жолы, границ села Сайрам, индустриальной зоны. Площадь района «Сауран» составит 2776 гектаров земли, он рассчитан на проживание 188 тысяч человек. В нем будут построены 5-, 9-, 12- и 16-этажные жилые дома, 21 школа и 36 детских садов плюс другие необходимые объекты соцкультбыта. По мнению разработчиков, основная идея-концепция проекта «Связь времен» – это создание современного жилого района, который послужит связующим звеном между центральной частью Шымкента и старинным селом Сайрам, в центре которого находится множество памятников истории и культуры. Самые интересные и значимые объекты будут размещены вдоль магистрали, ведущей в Сайрам.
РАЙОН-САД
Одним из самых зеленых микрорайонов Шымкента, по всей вероятности, станет строящийся район нового административного центра «Нурсат». Это уже очевидно сейчас, на стадии проектирования его второй очереди. Здесь будут построены 5-, 9- и 12-этажные жилые дома. Максимальная этажность каких-либо общественных зданий или гостиниц не превысит 16 этажей. Общая площадь этого района составит 1110 га, он рассчитан на проживание в нем 84 тысяч человек, сейчас здесь живут 15 тысяч населения. Согласно действующим нормативам в этом районе будет построено 29 детских садов и 11 школ.
БУДЕТ НАМ ГРЕБНОЙ КАНАЛ
Архитекторы проектной фирмы «ГРАДО» представили свое видение благоустройства рек Бадам, Кошкараты и Шымкентского канала. Идея проекта, по мнению архитектора Армена Атанесяна, – в освобождении прибрежной части от старых частных застроек. Вскоре прибрежные зоны городских речек превратятся в места отдыха тысяч шымкентцев – с гребными каналами, бассейнами, каскадом водопадов и парковыми зонами… На всех водных артериях предусмотрены посты, задача которых – постоянное наблюдение и контроль за уровнем воды и ее чистотой. На эскизах, демонстрационных планшетах архитекторов все это выглядит невероятно красиво и современно.
ЧТО БУДЕТ ЗА «ГУЛЬЖАНОМ»?
Вскоре, во всяком случае в обозримом будущем, преобразится квартал в границах – от проспекта Республики (магазин «Гульжан») до площади Аль-Фараби, от пр. Б. Момышулы до пр. Республики (бывш. 18 п/о). Архитекторы предлагают властям ввиду ветхости жилых трехэтажек, расположенных в глубине квартала, снести их, построив вместо них современные высотки. К слову, они предлагают снести и само устаревшее здание «Гульжана». На мое замечание, что власти запланировали капитальный ремонт этого здания, архитектор лишь развел руками. В любом случае – решение за властями.
ПРИГОРОД
Заглянули архитекторы и в будущее пригородных районов Шымкента – показали, где будут основные транспортные развязки, какие еще объездные дороги построят, где будет размещаться новый транспортно-логистический центр города – оказывается, в северной части Шымкента, где сегодня строится международная магистраль «Западная Европа – Западный Китай». Там же будет построен новый железнодорожный вокзал Шымкента. Толебийскому и Тюлькубасскому району отведена роль не только житниц, но и круглогодичных баз отдыха. В составе всех проектов выполнены разделы «Охрана окружающей среды». К слову, площадь озеленения в Шымкенте – 40 тысяч гектаров – будет соответствовать нормативной – 10 квадратных метров на человека.
ВНИМАНИЮ ВЛАСТЕЙ
Новые районы, большая площадь города (шутка ли, 117 тысяч гектаров), возрастающая численность людей потребуют и новых мощностей – тепло-, электро-, газоснабжающих, очистных сооружений. Словом, надо увеличивать мощности – уже сейчас, напомнили проектировщики, властям надо со своего высокого уровня вести переговоры с КЕГОК, АО «3-Энергоорталык», водоканалом, «КазТрансГазом». Как минимум, существующие подстанции потребуют реконструкции. Стопроцентно потребуется возведение новых ТЭЦ, турбин, электросетей и так далее, не говоря уже о прокладке новых дорог, сооружении качественной ливневой канализации. К слову, Алексей Буреломов, разработавший всю инженерно-техническую часть района «Сауран», предложил все коммунальные и коммуникационные сети размещать в единых компактных инженерных корпусах – очень удобно в эксплуатации.
ОБЩЕСТВЕННОСТЬ
И все-таки общественные слушания – дело относительно новое для нас. Большинство присутствовавших молча внимали докладам. Одна дама пришла на слушания исключительно для того, чтобы узнать судьбу котлована, вырытого за площадью имени Аль-Фараби. Ее дом расположен рядом. Увы, в данном случае будущее этого района Шымкента не рассматривалось. Житель частного сектора вдоль Кошкараты Владимир Лебедь поинтересовался, будут ли открыты родники, некогда замурованные в бетон, на что получил утвердительный ответ. Но был-таки человек, точнее – гражданин, который очень активно высказывал свои дельные, профессионально-уместные замечания. Имя его – Бауыржан Избасаров, он начальник отдела противопожарного нормирования управления по ЧС города Шымкента. По каждому из шести проектов он интересовался, сколько пожарных частей запроектированы в районе, как предполагается тушить пожар в 12-этажных домах. Оказывается, согласно казахстанским нормативам, газоснабжение предусмотрено только для домов не выше девяти этажей, все, что выше, – там электроснабжение. Интересовало господина Избасарова и то, учли ли проектировщики радиус обслуживания пожарного депо, предусмотрены ли пожарные пирсы на побережьях рек для забора воды пожарными машинами. Он настоятельно советовал проектировщикам увеличить ширину внутриквартальных дорог – нужно обеспечить проезд пожарным машинам к домам… Завершающей фразой-напутствием архитекторам была опять же его: «И не забудьте про пожарные гидранты во дворах!»
Теперь, по словам Нурлана Архабаева, главного архитектора города, который провел эти общественные слушания, последует этап разработки рабочих проектов до начала строительства, опять же – поэтапного. Ясно одно: в таких площадях городу тесно не будет!
Как можно узнать о дате и темах проведения следующих общественных слушаниях по детальной планировке Шымкента? Надо почаще заглядывать на главную страницу официального сайта акимата города Шымкента shymkent.gov.kz, где размещают подобные объявления. Они адресованы нам, жителям Шымкента.
СПРАВКА
Общественные слушания – это процедура выявления общественного мнения с целью ее учета при принятии решений по вопросам, которые могут негативно повлиять на состояние окружающей среды.
Фарида ШАРАФУТДИНОВА