Госслужащие Казахстана начали работать по новым правилам. О том, как разрабатывались и вносились поправки в закон о госслужбе, мы поговорили с одним из разработчиков изменений, начальником управления по ЮКО Агентства по госслужбе РК Бериком Бекжановым.
– Берик Айдарбекович, с 26 марта госслужащие начали работать по измененному Закону «О госслужбе в РК». Насколько были необходимы эти поправки?
– Дело в том, что жизнь не стоит на месте. Казахстан – динамично развивающееся государство, и поэтому нет ничего удивительного в том, что со временем в те или иные законы вносятся поправки. Тем более что закон о госслужбе в том виде уже не отвечал современным требованиям. И сейчас главное направление нашего закона можно выразить одной фразой – «служение государству – служение народу».
– Но разве до этого закон о госслужбе не говорил о том же? Хотя отдельные чиновники воспринимали госслужбу как служение себе любимому…
– Да, были такие моменты, но с принятием поправок в основу госслужбы положен принцип меритократии, то есть при отборе и продвижении госслужащих по карьерной лестнице будут учитываться их заслуги. Не секрет, что некоторые чиновники с момента принятия их на службу и до пенсии находятся на одной и той же должности. Теперь, если человек себя отлично проявил, он будет продвигаться выше. Тут мне хотелось бы отметить, что в реформировании системы госслужбы политическую роль сыграл именно глава государства. Работу он начал с принятия новой концепции, которая и дала направление в развитии системы госслужбы в Казахстане.
— Изучался ли опыт других стран и можно ли сказать, что за основу взята модель закона о госслужбе того или иного государства?
— так сказать однозначно нельзя. Мы самостоятельное государство, со своей историей, своим опытом. Наш Закон о госслужбе — это только наши наработки. да, при подготовке поправок в Закон мы изучили опыт более чем 30 стран, но еще раз повторюсь — это наш Закон. Более того, сейчас при Агентстве по госслужбе создается ХАБ по изучению и дальнейшемй распространению нашего опыта.
– Хотелось бы вернуться к чиновникам, которые ничем особо не отличились. Они так и будут сидеть и, как люди говорят, протирать штаны там, где более энергичный человек мог бы принести много пользы?
– Все должно быть по заслугам, и каждый госслужащий должен заниматься самообразованием и самовоспитанием – это обязательный критерий оценки работы чиновника. Если же он, как вы сказали, просто просиживает штаны, то с ним, скорее всего, мы расстанемся.
– 3 апреля начался отбор претендентов в управленческий корпус «А». Что это за корпус? Для чего он вообще создается?
– В соответствии с Посланием главы государства народу Казахстана «Стратегия-2050: курс состоявшегося государства» в стране будет сформирован принципиально новый класс профессиональных управленцев – корпус «А», ответственный за реализацию конкретных направлений государственной политики. Это элита госслужбы. Может быть зачислен человек в резерв или нет – это определит нацкомиссия. Как не раз отмечал в своих выступлениях Президент РК Нурсултан Назарбаев, создаваемый корпус «А» – это кадровый резерв, в который войдут самые преданные народу граждане, способные защитить интересы страны. Критерии отбора будут очень жесткими, и вестись он будет прозрачно и только по профессиональным качествам.
– А если человека отобрали в резерв, назначили акимом какого-нибудь отдаленного района, а он себя никак не проявил?
– Думаю, это исключено. Как я уже отметил, при отборе будут учитываться не только профессиональные, но и личностные качества. А личность не может себя не проявить. Поэтому такое развитие событий исключено. Тем более что отбор будет производиться в несколько этапов. Это и тестирование, и собеседование. Тут сложно будет просто пустить пыль в глаза.
– Претенденты на этот резерв отбираются только из числа госслужащих?
– Вовсе нет. Например, бизнесмен. Он уверен в своих силах, готов служить народу и государству, так почему бы и нет? Поэтому у всех желающих еще есть возможность подать заявления.
– Вы сказали у всех желающих. А если это простой школьный учитель?
– Нет. Есть определенные критерии. Они уже опубликованы в республиканских СМИ с перечнем всех необходимых документов. Поэтому вы можете посмотреть этот список и решить – подходите вы или нет.
– Как долго принимаются документы от кандидатов?
– Прием документов будет идти в агентстве в течение месяца. Для облегчения условий мы предусматриваем и электронную подачу документов. После принятия документов, претендентов проверят на соответствие квалификационным требованиям, и все, кто соответствует, будут допущены к тестированию.
– Какие документы должен предоставить претендент?
– Граждане, желающие участвовать в отборе в кадровый резерв корпуса «А», представляют в уполномоченный орган по делам государственной службы следующие документы:
1) копию удостоверения личности;
2) заявление по форме, установленной уполномоченным органом по делам государственной службы;
3) копии документов об образовании, заверенные нотариально либо кадровой службой по месту работы;
4) копию документа, подтверждающего трудовую деятельность, заверенную нотариально либо в ином установленном законодательством порядке;
5) рекомендательное письмо (не менее одного);
6) автобиографию, заполняемую собственноручно;
7) иные документы, касающиеся профессионального уровня и личностных качеств кандидатов, в том числе копии документов о повышении квалификации, сертификатов о результатах профессиональных экзаменов, определяющих уровень владения иностранным языком.
– Вы упомянули рекомендательные письма. Но кто их может дать?
– Определен перечень лиц и органов, обладающих правом давать рекомендательные письма:
1) политические государственные служащие;
2) депутаты Мажилиса, Сената Парламента Республики Казахстан, секретари маслихатов области, города республиканского значения, столицы;
3) административные государственные служащие корпуса «А», назначенные на должность по решению Президента Республики Казахстан в соответствии с пунктом 4 настоящих правил либо из кадрового резерва корпуса «А», сформированного национальной комиссией;
4) председатели правления национальной компании, национального холдинга, Национального института развития, назначаемые по согласованию с Президентом Республики Казахстан или по его поручению с руководителем администрации Президента Республики Казахстан. При отсутствии одного из документов, указанных в подпунктах 1) – 6) пункта 11 настоящих правил, кандидату отказывается в участии в отборе в кадровый резерв корпуса «А».
– Каким образом будет проводиться тестирование для кандидатов в корпус «А»?
– Тестирование будет проходить 2 дня. В первый день претенденты сдают 80-минутный тест на знание законодательства: 10 законов, по каждому – 10 вопросов. Они должны набрать более 7 правильных ответов. В тот же день пройдет определение уровня личностных и управленческих компетенций — это этичность, коммуникативность, ориентация на конкуренцию и ориентация на качество (70 минут). Те, кто прошел, проходят во второй день 2 теста. Первый тест – логический невербальный (20 минут) и на знание государственного языка (150 минут).
– Очень много говорится и о том, что теперь законодательно утверждена норма, по которой руководитель должен уйти по собственному желанию, если его подчиненный совершил коррупционное правонарушение. Насколько я знаю, эта норма была и раньше, госслужащих, уличенных в коррупции, было немало за все эти годы, но не очень-то спешили руководители освобождать свое кресло из-за подчиненных. Почему же теперь такая уверенность, что это будет работать?
– По поводу того, будет ли работать, я лично считаю так: все зависит от меры ответственности каждого конкретного человека. Более того, когда руководитель подает в отставку из-за своих подчиненных, не факт, что его отставку примут.
– Такие прецеденты уже были?
– Бывали случаи, когда начальники подавали в отставку. Например, пару лет назад был случай в Павлодаре, по-моему, когда председатель суда подал в отставку, потому что его подчиненные были обвинены в коррупционных правонарушениях.
– А как быть человеку, которого чиновники своими действиями буквально толкают к даче взятки, когда вместо того, чтобы решить дело в установленный законом срок, волокитят, обвиняя заявителя в том, что он не предоставил документы в полном объеме. Например, история со свидетельством о рождении, когда чиновники совершили ошибку и мать была вынуждена три года обивать пороги инстанций, пока ей не пришлось обратиться в суд. Это ведь не вина матери, а именно ошибка чиновников…
– Я понимаю, о чем вы говорите. Конечно, из-за ошибок чиновников страдать граждане не должны. Чиновник обязан вежливо принять посетителя, дать ему квалифицированный и полный ответ, консультацию в рамках своей компетенции, если это не его вопрос, объяснить, куда следует обратиться заявителю. Госслужащие оказывают услуги населению, и об этом они не должны забывать.
– Хорошо, куда пожаловаться человеку на того или иного госслужащего и что в этом случае будет доказательством. Ведь в конечном итоге получится слово заявителя против слова чиновника.
– Надо прийти к нам и написать заявление. Кроме того, в областном акимате установлен ящик для писем и заявлений. Можно позвонить нам по телефону доверия. А доказательством будет служить именно заявление.
– Но по телефону идут зачастую анонимные жалобы. Вы ведь понимаете: человек может отказаться назвать свою фамилию, потому что будет бояться, что его вопрос вообще будет решен отрицательно.
– Страх плохой союзник в любом деле. Бояться не надо, тем более что мы рассматриваем и анонимные заявления тоже.
СПРАВКА:
Управление по ЮКО Агентства по госслужбе: г. Шымкент, пр. Тауке хана, 6 (в здании акимата ЮКО).
Телефон доверия – 53-40-18.