Как в ЮКО работает управление по борьбе с наркобизнесом

799
Фото из архива

УБН: НЕТ НАРКОТИКАМ

Даурбек Калгинбаев
Даурбек Калгинбаев

Работа этого полицейского подразделения строго целенаправленна. Задача одна – пресечение любой деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотиков. Сбыт, хранение, распространение прекурсоров с наркотической составляющей – все это сфера работы управления по борьбе с наркобизнесом ДВД ЮКО.

БУДНИ

Мужчина плакал. Картинно подвывал и заламывал руки, закованные в наручники. Умолял двух спецназовцев отпустить его. Падал на пол и бился о доски головой. Но все это не помогало – полицейские были неумолимы. Еще бы, ведь к ним пришла реальная, закрепленная заявлением информация о том, что этот житель поселка Забадам торгует героином. Оперативник четко разъяснял всем присутствующим цели и причины неожиданного визита. По полученным УБН данным, подозреваемый устроил дома «яму» (торговую точку по продаже наркотиков – ред). За один чек (0,01 грамма) он брал с зависимых по 2 тысячи тенге. Когда его взяли, он начал плакать и «косить» под душевно больного. Чуть позже стало понятно почему – при обыске у него нашли 3,5 грамма героина, что считается особо крупным размером. Если в суде помимо хранения будет доказан факт сбыта, то подозреваемому светит солидный срок…

«По задержанию сбытчиков зелья мы уже обошли показатели прошлого года, – отчитывается за итоги работы первых месяцев текущего года начальник УБН ДВД ЮКО майор Даурбек Калгинбаев, – Есть определенные наметки, сейчас в разработке несколько дел, по завершении которых мы можем взять крупные партии. Наша задача – вычислить не только нижние звенья спрута, главное – задержать с поличным среднее и верхнее звено».

Особый упор управление по борьбе с наркобизнесом делает на совместную работу со смежными структурами, в которых есть аналогичные подразделения. Это департамент Комитета национальной безопасности, таможенная и пограничная службы. По словам майора Калгинбаева, перспективы очень хорошие, все понимают, что не стоит тянуть одеяло только на себя.

«Тем более что сейчас на черном рынке появляются новые виды синтетических наркотиков, – обрисовывает ситуацию начальник УБН, – это реальная угроза, требующая адекватного ответа. Ведь «дурь» приходит к нам из-за границы, и без слаженной работы всех структур с ней будет очень сложно бороться. Мы готовы провести контрольную проводку «товара» от продавца до покупателя. Что касается транзита афганского героина через Узбекистан, то в нашем регионе наблюдается резкое снижение поставок. Сейчас крупные партии идут в основном через Киргизию…».

В прошлом году внеочередная аттестация стала для сотрудников управления настоящим испытанием. К сожалению, тестирование прошло далеко не гладко для большинства оперативников – 20 человек были отчислены из УБН ДВД ЮКО. Это почти половина штата. Тогда же новым шефом антинаркотической структуры был назначен Даурбек Калгинбаев.

«На сегодня у нас еще несколько должностей остаются вакантными, – делится майор, – ведь каждого претендента утверждают в МВД, многих «отбраковывают». Но несмотря на нехватку кадров мы постепенно набираем обороты, и об этом говорят статистические данные».

«ВАРШАВА»

Наверное, каждый житель Шымкента, не имеющий никакого отношения к наркотикам, все равно знает о криминогенных районах города, связанных со словом «героин»: поселки Забадам и Ворошиловка, Зеленая Балка и Чапаевка. «Работа» наркодилерских сетей хорошо отлажена. В той же Ворошиловке, или, как она звучит на сленге полицейских, – «варшаве», провести оперативный закуп не так-то и просто. Попробуем объяснить почему. Самый главный «паук» – оптовик, никогда не выйдет на улицу продавать героин. Это ему ни к чему, ведь у него есть несколько дилеров, которым он ежедневно сбрасывает определенное количество отравы. Рынок отлажен, примерный ежедневно потребляемый наркоманами вес известен. Впрочем, и у дилеров есть свои реализаторы – наркозависимые (на том же сленге – «ноги»). Эти граждане берут в качестве платы и за риск своей свободой немного – ежедневную дозу.

«Большинство из них предпочитают взять все на себя и сесть, – поясняет Даурбек Калгинбаев, – но не сдавать своих хозяев. Теперь представьте ситуацию: Ворошиловка, все друг друга знают, появление незнакомого человека или машины сразу же вызывает подозрения у местного контингента. «Глаза и уши» работают четко, о появлении неизвестных становится известно кому надо. Подобраться даже к «ногам» очень сложно, не говоря о тех, кто выше. Мы все понимаем, но там живут граждане Республики Казахстан, и мы не можем устраивать облавы и повальные обыски без железных оснований и заявлений. Ведь так мы нарушим конституционные права жителей».

Но не все так безнадежно, кропотливая и тщательно выверенная работа ведется. И она вскоре принесет результат, уверен начальник УБН.

Сложно стало работать и на международном уровне. В прошлом были факты задержания в Казахстане таджикских наркокурьеров. Оперативная деятельность велась под прикрытием, имитировалась так называемая модель преступного поведения, что значит внедрение в среду наркосети и заключение сделки по доставке смертельно опасного порошка. Сейчас найти продавца не так-то просто. Таджикскими оптовиками разработаны новые, безопасные для них схемы. К примеру, до передачи товара покупатель должен отправить к продавцу «аманата» – заложника, который будет гарантом сделки. Кстати, и деньги передаются не из рук в руки, а перечисляются на банковские счета. Так что выявить транснациональную группировку становится все сложнее. Но их все-таки выявляют…

ТЕНДЕНЦИЯ К СНИЖЕНИЮ

Если есть спрос, будет и предложение – избитая формула рыночной экономики. Пока есть наркопотребители, будут и те, кто поставляет «товар». Тем более что этот бизнес приносит бешеную прибыль. В то же время в управлении по борьбе с наркобизнесом говорят: наблюдается уменьшение числа потребителей тяжелых наркотиков. Это подтверждают и данные областного наркодиспансера. Если в начале века началось чуть ли не повальное увлечение героином, который заполонил город, то сейчас «ширяться и вмазываться» стало не модным. Поколение, которое плотно село на иглу в двухтысячных, сейчас вымерло, словно динозавры, тем самым подтвердив, что героин смертельно опасен и его потребители долго на свете не заживаются.

«Одна из главных, приоритетных задач, стоящих перед нами, – рассказывает начальник УБН, – это профилактическая работа. Несмотря на то, что количество наркопотребителей снизилось, с молодежью необходимо вести профилактическо-разъяснительную работу. Не уставать говорить и приводить примеры того, к чему может привести употребление героина и марихуаны. Это или смерть, или срок. А если некому будет покупать зелье, то и черный рынок умрет сам по себе».

Ринат ХАМИДУЛИН

Реклама