Туризм не как отдых, а как заработок

242
Земли государственного национального парка, как и земли заповедника - особо охраняемая территория
Главный редактор газеты "РАБАТ" Фарида Шарафутдинова
Главный редактор газеты «РАБАТ» Фарида Шарафутдинова

Уж сколько раз твердили миру… надо развивать местный туризм. Особенно сейчас, когда в мире так неспокойно – наши люди, уже привыкшие к отдыху в Египте, Сирии, на Иссык-Куле в Кыргызстане, сегодня туда ни ногой. В Турцию летят, но тоже не без опаски. В относительно спокойной Европе – наводнения и их последствия… Сегодня подобный выбор мест для безопасного и качественного отдыха стоит и перед отпускниками-туристами из стран ближнего и дальнего зарубежья.

«В развитых странах на долю туристического кластера приходится до 10% ВВП, – отметил в своем послании к народу «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» глава страны Нурсултан Назарбаев. – У нас – менее одного процента. Надо изучить в целом по стране точки роста туризма, их немало».

У нас, в ЮКО, этих точек предостаточно. Главная жемчужина, расположенная на территории области, – мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави, а еще – Сайрам, мавзолей Арыстанбаб, Домалак Ана, а также древнее городище «Отырар», «Сауран», красивейшие ущелья Аксу-Жабаглы, Сайрамсу, Бургулюк, Каскасу, каньон на Машате, а еще источники Сарыагаша, Арыси, Шардаринское водохранилище… Словом, потенциал региона высок, но он используется далеко не в полную мощь.

Понятное дело, к этому вопросу надо подходить дифференцированно – разделять туризм по направлениям: историко-паломнический, архитектурный, экологический, экстремальный – парашютный спорт, рафтинг (групповой сплав по бурной воде), дайвинг (подводное плавание) и другие виды экстримтуризма, а еще медицинский. Развив эти направления, область получит мощный приток внутренних и иностранных туристов, дополнительные рабочие места, а все вместе это – деньги. Но прежде чем их получить, необходимо основательно вложиться, то есть вот куда надо направлять инвестиции!

В апреле 2012 года Карим Масимов, еще будучи премьер-министром РК, поручил развивать в ЮКО летний отдых для туристов из стран Персидского залива и Ближнего Востока. Поручение было дано министру индустрии и новых технологий и акиму Южно-Казахстанской области на заседании правительства, посвященном программе развития туризма до 2020 года. В нашей области есть гарантированный спрос на туристов, «…но если его делать, то надо делать по тем стандартам, к которым они привыкли. И питание, и проживание, и прочее…» – пояснил тогда глава правительства. Известное дело – арабские шейхи любят устраивать в этих местах соколиную охоту на дроф-красоток. И для таких господ наш «ненавязчивый сервис» станет просто оскорблением.

Недавно газета «Мегаполис» опубликовала статью под названием «Туризм в ЮКО – с любовью к неграм». В первом же абзаце автор статьи Альфия Насырова задается вопросом: «Способен ли стать Южный Казахстан туристической Меккой?» Ответ очевиден – пока нет. Лишь пара цитат из этой статьи: «То, что живописный юг Казахстана – золотая жила в туристической отрасли, понимают даже дилетанты. Но что тормозит превращение этой жилы в доходную часть бюджета области? По данным статистики, официально в ЮКО в 2012 году побывали всего 115 интуристов, хотя только мавзолей Ходжа Ахмеда Яссави посещают около 800000 человек в год, и многие из них именно иностранцы, у которых Туркестан на слуху».

Путешествующим нужны качественные дороги, инфраструктура, сервис. «Честное слово, становится стыдно за свою страну, за свой край, когда интурист где-нибудь в придорожном кафе близ Туркестана хочет покушать или сходить в туалет. Ведь элементарные санитарные правила отсутствуют! – сетует председатель общественного объединения «Дикая природа» Владимир Шакула. – Да и культура местного населения иной раз поражает. Сопровождал как-то группу путешественников-афроамериканцев, так чуть ли не на каждом углу в Туркестане пальцем тыкали: «О, негр! Давай фотографироваться!»

Работая над темой этой редакционной колонки, я поинтересовалась, есть ли конкретный план развития туризма в области. Выяснила, есть. Он размещен на официальном сайте областного акимата, он часть «Стратегического плана государственного органа Управления туризма, физической культуры и спорта ЮКО на 2011-2015 годы», утвержденного соответствующим постановлением областного акимата 24 декабря 2010 года. На мой вкус, неинтересный план, он явно написан «для галочки». Правда, есть в нем прикольный момент. В разделе «Анализ управления возможными рисками», то есть из-за чего он может сорваться, таковыми названы: «Вспышка эпидемий (птичий грипп и т. д.)», а также «Природные техногенные катастрофы», «Резкое повышение цен в связи с ростом инфляции»…

Похоже, госчиновники по-прежнему не видят золотой россыпи у ног, туризм для ЮКО – настоящий неосвоенный Клондайк. Зато увидели эту россыпь несколько депутатов, уже владеющих уютными современными туркомплексами. Что тут скажешь? Молодцы!

Уже сдан первый участок автокоридора «Западная Европа – Западный Китай», не за горами сдача всей автомагистрали. Интурист пойдет косяком, надо быть готовыми к этому, как минимум, нужен концептуально-системный подход, план развития. Инициатива – за малым и средним бизнесом. За государством остается роль координатора.

Фарида ШАРАФУТДИНОВА

Реклама