В выходные мы – я с сестрой, съездили к родным в Ташкент. Чтобы не возвращаться «порожняком», решили на рынке «Чорсу» прикупить сухофруктов – взяли каждая по килограмму изюма, кураги, фисташек, инжира – и все. Два часа в жаре и неимоверной давке проходили границы – вот где надо «усмирять гордыню»… Уже пройдя все положенные инстанции, облегченно вздохнули на нашей, казахстанской стороне – мы на родной территории, ура! Но, как оказалось, обрадовались мы рановато.
В РУЧНОЙ КЛАДИ – НИ-З-З-ЗЯ!
Сотрудник таможни с наружностью Берии ласково поинтересовался содержимым нашей ручной клади. Мы как на духу ответили: «Личные вещи и сухофрукты!». Он с невозмутимостью Лаврентия Павловича заявил: «А знаете ли вы, любезные, что с 1 августа 2013 года введен запрет на ввоз сухофруктов….» И что-то понес-понес про карантин и так далее. Мы обомлели, ведь не КамАЗом же везем, а для личного потребления…
Таможенник сделал нам несколько предложений: «Или вы возвращаетесь в Ташкент на рынок и берете у продавца сертификат качества товара – в данном случае сухофруктов, или же мы составляем акт, протокол и передаем дело в административный суд». Идея с возвращением на рынок (подумать только: опять через две границы – за каким-то сертификатом на сушеный урюк) нам не улыбалась. Еще меньше хотелось попадать на скамью подсудимых. Хоть и административный, но все же суд… знаем, бывали. Пришлось применить проверенный прием – показала удостоверение главного редактора газеты. Чиновник для вида отшутился, но отпустил-таки нас с миром.
Уже в редакции, когда я делилась впечатлениями об этой поездке, одна из коллег отмахнулась: «Ой, нашли проблему, дали бы ему тысчонку, и он бы сразу отстал!». Могла бы, были с собой деньги, но почему?! Мы ведь сами пишем о гражданской позиции, разъясняем читателям то, как защищать свои права, да и унижать достоинство бдительного чиновника банальной взяткой, знаете ли, не хотелось.
Ташкент – популярнейшее направление для южноказахстанцев, мы ездим туда к родным, на лечение, отдых, навестить могилы предков. Поэтому с проблемой «ручной клади» может столкнуться любой. Рецепт максимальной нейтрализации этого вопроса универсален – публикация точной информации, в данном случае – о запрете на провоз продукции.
При всей кажущейся простоте задача эта оказалась нелегкой. Были обращения в департамент Таможенного контроля по ЮКО, на таможенный пост «Жибек жолы», в пресс-службу ведомства. Наконец нужной информацией с нами поделился начальник отдела ДТК ЮКО Галымжан Аязов. Отдельная ему благодарность.
ОФИЦИАЛЬНЫМ ЯЗЫКОМ
«Согласно информации Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан введен запрет на ввоз плодоовощной продукции из Республики Узбекистан ручной кладью.
В соответствии с информацией Республиканской лаборатории карантина растений, в плодоовощной продукции, ввозимой ручной кладью из Республики Узбекистан, выявлено более десяти фактов обнаружения объектов карантина плодоовощной продукции.
Кроме того, согласно информации «Россельхознадзора» Федеральной службы Российской Федерации, с 16 авуста 2012 года введен запрет на ввоз ручной кладью плодоовощной продукции из Республики Узбекистан.
В связи с этим с 1 августа 2013 года и в Казахстане введен запрет на ввоз плодоовощной продукции из Республики Узбекистан ручной кладью».
А ПРИ ЧЕМ ТУТ ТАМОЖНЯ?
Когда я у таможенников добивалась этой информации, они поясняли, что содержимым наших сумок интересовался вовсе не их специалист, это, скорее всего, сотрудник ветеринарного и фитосанитарного контроля. Но для нас, простых граждан, ясно одно: раз чиновник сидит на территории поста – значит, таможенник.
Нашла на сайте ИА REGNUM сведения о том, что «В 2013 году фитосанитарный и ветконтроль на границе Казахстана будет осуществлять таможня. В I квартале 2013 года функции ветеринарного и фитосанитарного контроля на автомобильных пунктах пропуска на таможенной границе Казахстана из ведения Министерства сельского хозяйства перейдут к таможенникам, сообщил зампредседателя Комитета таможенного контроля Министерства финансов республики Игорь Тен, сообщает КазТАГ». И далее: «Напомним, ранее предложение о передаче данных функций таможенникам было обосновано тем, что функции ветслужб сводятся лишь к формальной проверке документов и проставлению штампов в сопроводительных документах».
ТАК ЧТО ЖЕ НЕЛЬЗЯ ПРОВОЗИТЬ?
Казахстан – член Таможенного союза, участниками которого, помимо нашей страны, являются Российская Федерация и Республика Беларусь. В июне 2010 года ТС был утвержден единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному и фитосанитарному контролю на границе Таможенного союза. Этот список очень большой, при необходимости полный его перечень можно найти на официальном сайте Таможенного союза (Решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 №317 и №318). Все таможенные посты на границе Казахстана с Узбекистаном – это внешняя граница Таможенного союза.
К слову, о сертификате. Подкарантинная продукция из Таджикистана, Азербайджана и Узбекистана допускается к ввозу на территорию стран Таможенного союза только при наличии фитосанитарного сертификата, который соответствует фитосанитарным требованиям как ТС, так и международного сообщества.
Вот и все. Возможно, вам повезет, и вы пронесете в ручной клади через узбекистанско-казахстанскую границу все, что пожелаете, как это делают сотни, если не тысячи людей ежедневно. Но знать о новых ограничениях надо, на всякий случай.
Фарида ШАРАФУТДИНОВА