Утилизировать старые автомобили предложил первый заместитель министра индустрии и новых технологий Альберт Рау. Он подсчитал, что по дорогам Казахстана ездят и вредят природе и здоровью 2 миллиона машин старше 18 лет. Чтобы не превращать страну в кладбище утильсырья, надо, по мнению чиновника, цивилизованно избавляться от старых авто.
Одного взгляда, даже вскользь брошенного на транспорт, что колесит по дорогам Шымкента, достаточно, чтобы понять: переживания заместителя министра индустрии и новых технологий Альберта Рау об экологии разделяют немногие автовладельцы. Дышать свежим воздухом, конечно, хотят все, но для большинства покупка старого авто — единственный вариант приобрести машину. В этом году почти 60 тысяч легковых и грузовых автомобилей старше 18 лет оформили в дорожной полиции южноказахстанцы. А об утилизации старых машин их владельцы и не задумываются.
Мирмуслим Садыков, автовладелец: «Моя машина 1976 года, ВАЗ-21011. За ней ухаживать нужно, и она прослужит дольше, чем любая иномарка. Я ее не хочу менять, потому что я в ней уверен. Она с 1976 года и столько же еще проживет».
Если срок жизни автомобиля в США и Европе не превышает 10 лет, то в Казахстане старость машины наступает вместе с ее полным физическим износом. Экологи давно уже пугают: через несколько лет Казахстан может превратиться в кладбище транспортных средств. А во Франции, к примеру, предусмотрен штраф в 75 тысяч евро за брошенный на улице старый автомобиль.
Альберт Рау, первый заместитель министра индустрии и новых технологий РК: «Это вопросы безопасности потребителя и вопросы цивилизованной утилизации. Поскольку у нас обязательной утилизации машин просто нет. Если в ФРГ ты должен принести справку в ГАИ, и тогда тебя снимут. То у нас тебя снимают, и куда ты дальше ее денешь, никому дела нет. Это самый простой, элементарный, пример, понимаете».
В 2013 году с учета в УДП Южного Казахстана списали лишь 438 машин. Но что с ними сделали бывшие хозяева — продали на запчасти, сдали на металлолом или оставили в гараже, — неизвестно. Функции контроля за списанными машинами у государственных органов нет.
Жумабеков Кайрат, государственный автоинспектор: «Владелец обращается по месту учета транспортного средства, предоставляет техпаспорт, сдает государственные номерные знаки. В случае утери госномерных знаков или техпаспорта предоставляет справки об утере. Если он будет продавать двигатель, мы выдаем ему справку на высвободившийся агрегат для продажи третьему лицу».