Старый автомобиль
Альберт Рау предложил утилизировать автомобили старше 18 лет
Альберт Рау предложил утилизировать автомобили старше 18 лет
Альберт Рау предложил утилизировать автомобили старше 18 лет

Утилизировать старые автомобили предложил первый заместитель министра индустрии и новых технологий Альберт Рау. Он подсчитал, что по дорогам Казахстана ездят и вредят природе и здоровью 2 миллиона машин старше 18 лет. Чтобы не превращать страну в кладбище утильсырья, надо, по мнению чиновника, цивилизованно избавляться от старых авто.

Одного взгляда, даже вскользь брошенного на транспорт, что колесит по дорогам Шымкента, достаточно, чтобы понять: переживания заместителя министра индустрии и новых технологий Альберта Рау об экологии разделяют немногие автовладельцы. Дышать свежим воздухом, конечно, хотят все, но для большинства покупка старого авто — единственный вариант приобрести машину. В этом году почти 60 тысяч легковых и грузовых автомобилей старше 18 лет оформили в дорожной полиции южноказахстанцы. А об утилизации старых машин их владельцы и не задумываются.

Мирмуслим Садыков, автовладелец: «Моя машина 1976 года, ВАЗ-21011. За ней ухаживать нужно, и она прослужит дольше, чем любая иномарка. Я ее не хочу менять, потому что я в ней уверен. Она с 1976 года и столько же еще проживет».

Если срок жизни автомобиля в США и Европе не превышает 10 лет, то в Казахстане старость машины наступает вместе с ее полным физическим износом. Экологи давно уже пугают: через несколько лет Казахстан может превратиться в кладбище транспортных средств. А во Франции, к примеру, предусмотрен штраф в 75 тысяч евро за брошенный на улице старый автомобиль.

Альберт Рау, первый заместитель министра индустрии и новых технологий РК: «Это вопросы безопасности потребителя и вопросы цивилизованной утилизации. Поскольку у нас обязательной утилизации машин просто нет. Если в ФРГ ты должен принести справку в ГАИ, и тогда тебя снимут. То у нас тебя снимают, и куда ты дальше ее денешь, никому дела нет. Это самый простой, элементарный, пример, понимаете».

В 2013 году с учета в УДП Южного Казахстана списали лишь 438 машин. Но что с ними сделали бывшие хозяева — продали на запчасти, сдали на металлолом или оставили в гараже, — неизвестно. Функции контроля за списанными машинами у государственных органов нет.

Жумабеков Кайрат, государственный автоинспектор: «Владелец обращается по месту учета транспортного средства, предоставляет техпаспорт, сдает государственные номерные знаки. В случае утери госномерных знаков или техпаспорта предоставляет справки об утере. Если он будет продавать двигатель, мы выдаем ему справку на высвободившийся агрегат для продажи третьему лицу».