Почти 2000 торговцев, бесконечные ряды с одеждой, строящиеся двухэтажные павильоны с бутиками, в которых проведено отопление. Так сегодня выглядит, пожалуй, самый популярный в народе рынок «Автонур». Впрочем, это лишь сегодня. «Завтра» у этого рынка совершенно иное.
Галия Нурышова приехала из Алматы в Шымкент в конце лета. Хотела помочь дочери собрать внуков к школе. Взяла детей и повела их на один из городских рынков. Посмотрела, сколько стоят вещи, и, расстроенная, вернулась домой. С такими ценами ее пенсии с трудом хватит на одного ребенка. Но от соседей дочери она услышала, что есть в славном Шымкенте рынок, где на приготовленные ею 25 тысяч можно много чего купить. На следующий же день Галия-апа отправилась на «Автонур». Здесь она сумела и одежду детям купить, и обувь, и у нее осталось около 7 тысяч тенге, которые она с удовольствием потратила на приятные мелочи и разные вкусности для детей.
«Я была так рада, что прошла к администрации рынка и поблагодарила базаркома за то, что они организовали такой базар. Это же настоящее спасение для многих семей. А сейчас дочери понадобилась помощь, и я снова приехала. Теперь решила купить что-нибудь себе. Конечно, сразу пришла сюда», – улыбается Галия-апа.
Этот рынок стал спасением не только для семей со средним достатком. Именно здесь предпочитают одеваться те, кто не привык переплачивать только за возможность примерить вещь в более комфортных условиях.
Девушка Севиль старается одеваться «комфортно». Для нее это значит, что одежда должна быть красивой, качественной и, главное, по разумной цене. «Я раньше одевалась на других рынках. Как-то подруга меня сюда буквально силой затащила. Сказала, что свитер, который я купила на другом рынке за 9000, здесь видела по 3000 тенге. Я пришла и поразилась. Масса вещей из моего гардероба здесь стоила в разы дешевле. С тех пор только здесь и одеваюсь», – признается Севиль.
ПОГОРЕЛЬЦЫ
А вот для Светланы этот рынок стал возможностью оправиться после пожара. Она вместе с полутора тысячами погорельцев с рынка «Бекжан» пришла сюда после того, как на ее глазах сгорело ее дело – собственный бутик, который она купила за 5000 долларов, и товар более чем на тысячу долларов.
«Я ведь более 10 лет на разных рынках работала. Начинала на «Озере». Когда его закрыли, ушла на «Жибек жолы», что в районе автовокзала. Потом работала на «Айне», позже перешла на «Бекжан». А после пожара нам здесь предложили бесплатные места. Мы все поговорили с соседями и ушли сюда», – рассказывает моя собеседница.
Светлана и ее коллеги довольны своим нынешним местом работы. Говорят, здесь им спокойно. «Для нас созданы нормальные условия. Здесь мы торгуем и не трясемся, что завтра нас возьмут и закроют. Да и арендная плата всего 8000 в месяц. Это очень выгодно. Кроме того, мы все работаем исключительно по патенту. Так что и в пенсионный фонд откладываем. Да и покупателей здесь очень много. А по ночам тут идет оптовая торговля. За товаром к нам приезжают отовсюду. Так что в воскресенье вечером мы несемся в Бишкек за товаром, чтобы во вторник на прилавке были новые вещи».
Слушая все это, не могу удержаться от провокационного вопроса: «Но здесь, я смотрю, проходы узенькие, и если, не дай бог, будет пожар, машина не проедет. Вы ведь понимаете, что рискуете?».
«Ну почему? Вовсе нет. Наши места закрываются ролл-ставнями. Что до машины, то они прекрасно проедут по центральным рядам и до нас дотянутся. А если вы о той ситуации с пожаром, то я не думаю, что это был несчастный случай. Я даже не сомневаюсь – это был поджог. Да и многие мои соседи того же мнения придерживаются». – «Вы получили компенсацию». – «Нет. Ее всего треть торговцев получила. До нас деньги не дошли», – грустно улыбается Светлана.
Пока мы разговаривали, наша беседа несколько раз прерывалась вопросами покупателей. Всем надо ответить, показать товар, помочь примерить. Работа такая. «От того, как ты работаешь с покупателем, зависит, вернется он к тебе или нет. Ко мне обязательно возвращаются за покупкой», – говорит Светлана.
«Как вы считаете, может базар прокормить семью?» – спрашиваю я Светлану.
«А в наше время только он и может прокормить, – следует ответ. – Ведь посмотрите. Что такое базар – это деньги каждый день, хоть и небольшие. А вот вы ждете зарплату месяц (улыбается). Хорошо, если зарплата высокая, а если маленькая… Как тогда быть? Не знаю, я бы не хотела работать на кого-то. Все равно, когда ты работаешь сам на себя, это совсем другое дело».
Правда, сейчас Светлана расплачивается с банком. После пожара на «Бекжане» сначала нужно было закрывать старый кредит. А потом начинать с нуля. Деньги на старт пришлось брать в банке. И тем не менее… «Хорошо, что есть такая возможность – начать свое дело. Пусть даже это просто торговля на базаре. Что до удобств… да, прохладно здесь зимой. Но базар, по-моему, и должен быть таким – открытым, чтобы воздуха здесь было побольше».
СВЕТЛОЕ ЗАВТРА?
Впрочем, не только сохранить воздух, но и обеспечить комфортными условиями как покупателей так и продавцов – именно такую задачу ставит руководство рынка.
«Первые четыре месяца мы предоставили нашим людям возможность работать бесплатно. Они не вносили арендную плату. Вы ведь помните, рынок открывался для погорельцев с «Бекжана», чтобы они могли хоть как-то выправить свое материальное положение. Позже мы определили размер арендной платы – 9500 тенге. Но сюда входят и уборка территории, и электроэнергия, и охрана, и сама аренда. За все время, что работает наш рынок, мы ни разу не величину стоимость аренды. Тогда у нас обосновались 1500 продавцов. Сейчас здесь торгуют более 2000 человек. И каждый день приходят по 50-60 человек с просьбой выделить им место. Но рынок не резиновый, и мы вынуждены им отказывать. Я знаю: периодически появляются слухи о нашем закрытии. Но если люди к нам идут даже несмотря на слухи, это о чем-то да говорит. Кроме того, мы разработали план, по которому будем строить трехэтажный торгово-развлекательный центр. Здесь будут не только бутики с одеждой, но и продуктовые ряды. Третий этаж планируем отдать под сеть кафе, парикмахерских, развлекательных центров. Чтобы пока мама ходит и выбирает для себя одежду или обувь, папа мог посидеть с детьми, допустим, в кино. Если наши планы аким утвердит, мы сразу начнем работу», – рассказал базарком рынка «Авто-Нур-LTD» Пернехан Биболов.
Сейчас, после большого пожара на алматинских базарах, много говорится о закрытии всех рынков. Есть у этой инициативы сторонники, но противников в разы больше. Люди готовы работать в самых незатейливых условиях. Но при этом иметь работу, позволяющую им кормить детей. Люди готовы примерять вещи в мороз, прикрываясь лишь развернутым палантином, но платить за вещи столько, чтобы еще что-то осталось на еду.
Вы тоже задаетесь вопросом, нужны ли нам рынки?
Саида ТУРСУМЕТОВА