Горы строительного мусора, грязь по колено и вода, заполнившая дворы после первого же дождя… Такова обратная сторона благоустройства берегов реки Кошкараты. Об этой стороне не расскажут на совещаниях и заседаниях при акиме области, не сделают доклада о том, как живется людям, оказавшимся по ту сторону вновь воздвигнутого красивого забора. Впрочем, у каждой из сторон есть своя правда.
Дорога до калитки в красивом заборе – сплошная грязь. Если бы не бордюры, преодолеть сравнительно небольшое расстояние было бы настоящим испытанием. Впрочем, для тех, у кого нет молодцеватой прыти или просто проблемы с координацией движений, даже бордюр слабое спасение. Но люди, которые каждый день ходят по этой самой дороге, не ропщут – это ведь временно. А вот другие проблемы, похоже, у них появились всерьез и надолго.
ЖИТЕЛИ: «НАС НЕ СЧИТАЮТ ЗА ЛЮДЕЙ!»
Сергей Троцан живет на этой улице с 1996 года. Здесь и раньше было немало проблем, говорит мужчина, но люди как-то их решали. Сначала засыпали дорогу гравием, а уж потом, когда берега Кошкараты благоустраивались в годы руководства Шымкентом Омирзака Аметулы, здесь появился и асфальт.
«Правда, асфальт этот не был рассчитан на груженые КамАЗы. Только на легковушки. Но нас это устраивало. Главное, ходили и грязь не месили. А сейчас посмотрите, что творится. Разве можно догадаться, что здесь когда-то вообще был асфальт?!» – не скрывает возмущения Сергей.
Зрелище, которое мне открылось, неподготовленного человека может ввести в состояние легкого шока. Невозможно поверить, что в самом центре города может оказаться такое… Пожалуй, даже на окраинах настолько разбитую дорогу не везде встретишь. На свой страх и риск, ради того, чтобы сделать пару хороших кадров, пробую повторить путь, по которому каждый день жители улицы Ремесленной ходят на работу, в школу, в садик, да и не важно, куда они ходят. Главное – как. Итак, прохожу вперед на полметра и понимаю, что нога погружается в вязкую жижу.
«Осторожнее. Мы сейчас ходим, прижавшись к заборам, потому что по-другому никак. Вот здесь, видите, стоял сплошной бетонный забор. Но они почему-то решили открыть здесь дорогу для своих грузовиков. Мусор далеко вывозить не стали. Устроили свалку прямо здесь же. Я разговаривал с прорабом, спросил, когда вывезут весь этот мусор, но он мне сказал, что у них в смете это не заложено. Получается, свалить мусор за забор – заложено, соорудить свалку – заложено, а вот убрать за собой – нет. По дорожке нашей сейчас ходить невозможно. Ее разбили так, что требуется много средств на восстановление. Но для начала не мешало бы вывезти всю глину. Потому что на эту жижу даже гравий класть нельзя – с первыми дождями все поплывет. Это я вам как человек хоть немного понимающий в этом вопросе говорю», – продолжает мужчина.
Еще одна странность – расстояние между двумя заборами – старым и новым. Когда о благоустройстве реки только начинали говорить, немало споров было с владельцами домов. Тогда владения, оказывавшиеся на природоохранной зоне, изымали в фонд государства. У кого-то участок стал меньше сантиметров на 80, у кого-то и вовсе обещали весь двор отобрать. Так или иначе земельные споры вокруг побережья Кошкараты не утихали долгое время. Пока власти не ограничились отрезанием небольших участков от частных подворий. Тем более странно было наблюдать новый забор, установленный на расстоянии полуметра от старого.
«Мы спрашивали – почему вы такое расстояние делаете? Лучше бы снесли старый забор и установили на его месте новый. Или и того лучше – облагородили бы старый. Поменьше бюджетных денег ушло бы. Но разве нас кто-нибудь слушает?» – вздыхает Сергей.
Еще одна большая проблема – родники, которых вокруг реки немалое количество. Раньше они приносили жителям прибрежных домов немало неприятностей. Еще и арык через пару домов проходил. Но однажды люди решили побороть стихию.
«Мы провели канал, в который и стекалась вся вода, протянули его к колодцу, а оттуда вода сливалась в Кошкарату. Но строители, что сейчас облагораживают Кошкарату, засыпали наш канал и колодец разбили. Мы их спрашивали: вы будете что-то делать, чтобы нас потом не затапливало, или, может, хотя бы восстановите нашу систему? Но ответ такой же: в смете этого нет.
Да что ж это за смета такая, в которой разрушение предусмотрено, а созидание – нет?! Почему наши проблемы никого не волнуют? Или нас просто не считают за людей?! Мы ведь такие же граждане этого города, этой страны, и у нас так же, как у всех, есть право жить в нормальных условиях. Мы ведь не много просим: просто не разрушайте нормально действующую систему. Получается, им главное берега реки в камень одеть. А экология реки никого не волнует? Вспомните: когда забетонировали озеро в районе Центрального рынка, тогда ведь и здание восьмой школы трещину дало, и на «Казбакалейторге» потопы были. И это небольшое озеро. А тут – река, что через весь город идет. А если завтра запертая вода найдет себе выход в каком-нибудь здании? Почему разработчики проекта не учли этого момента? Куда смотрели экологи?» – возмущается мужчина.
ПОСЛЕ НАС НЕ ПОТОП
Но представители подрядной организации категорически не согласны с жалобами людей. На каждый аргумент они готовы предоставить свой контраргумент. Начальник участка Сейпулла Отемис уверен: большая часть так называемых проблем – надумана.
«Вы знаете, эти необоснованные жалобы про каналы, стекающие в реку, я слышу каждый день. Но ведь никто не давал жителям права загрязнять реку. Получается, они вывели свои стоки канализационные в речку, а как мы взялись за благоустройство, им это все не понравилось. А кому понравится, когда лишают бесплатной канализации? На днях мы были у акима области Аскара Мырзахметова, и он четко сказал: все канализационные стоки перекрыть. Не позволять жителям сливать в реку свои отходы. Поэтому мы и засыпали каналы, идущие из дворов. Если жителей не устраивает что-то, пусть обратятся в отдел строительства. Там им все четко и грамотно объяснят», – подчеркнул Сейпулла Отемис, отвечая на наши вопросы по телефону.
Все аспекты, включая экологический, в проекте благоустройства реки учтены, – говорят строители. И от плана отклоняться никто не собирается. Что касается разбитой дороги, то ее обязательно восстановят.
«У нас есть поручение отдела строительства, согласно которому мы обязаны восстановить дорогу. Мы открывали ее для прохождения нашей спецтехники, но все приведем в порядок. Тут жители могут даже не сомневаться», – продолжил начальник участка.
Обещает Сейпулла Отемис и строительный мусор ликвидировать.
«Мы обязательно его вывезем. Но только строительный, – пообещал Сейпулла Отемис. – Вы же не видели, какую свалку люди сами организовали. Они выходят за ворота и выбрасывают свой мусор. Понятно, что их мусор вывозить мы не обязаны. (К слову, когда я была на месте, бытовых отходов в районе строительства не увидела, а вот строительный мусор из глины, бетона, каких-то обломков, был навален высотой с забор – авт.)».
А вот фильтрационно-ирригационную систему на бывшем озерке в районе мечети начальник участка пообещал сохранить.
«Там сеть родников. И несколько лет назад была проведена фильтрационная система. Вода очищается и попадает в реку. Это все мы сохранили и бережно ко всему относимся. Тем более, нам и в работе это очень помогает. Так что болота и бьющих из-под земли родников там вы точно не увидите», – подытожил начальник участка.
Благоустройство Кошкараты – дело хорошее, считают и жители прибрежной зоны, и разработчики проекта, и чиновники, и строители. Но вот взгляды на отдельные моменты у всех сторон несколько расходятся. Хочется верить, что эта зима и последующая весна не станут для жителей испытанием на прочность.
В любом случае у людей всегда есть право обратиться в компетентные органы в случае возникновения серьезных конфликтов.
Саида ТУРСУМЕТОВА