Станет ли бюджет понятен всем?

124
Припомнили депутаты и то, что тендеры большей частью выигрывают компании, не имеющие ни рабочей силы, ни техники для выполнения заказа
Депутаты утвердили бюджет Южно-Казахстанской области в размере 273,6 млрд. тенге
Депутаты утвердили бюджет Южно-Казахстанской области в размере 273,6 млрд. тенге

Одно из экономических прав граждан – знать то, как формируется и исполняется бюджет. Вот только воспользоваться этим правом у нас не так-то просто…

НЕОСВОЕНИЕ – ЗАПЛАНИРОВАННАЯ НЕУДАЧА

Уже зима на дворе, а депутаты вплоть до 10 декабря рассматривают-утверждают неустанно перекраиваемый чиновниками бюджет области. Миллиард туда, миллионы сюда.

Только на заседании последней постоянной комиссии областного маслихата, состоявшейся 9 декабря, из-за допущенного неосвоения средств было предложено сократить бюджет на 925,6 млн. тенге.

Вновь неосвоенный миллиард?! Депутаты убеждены – к госчиновникам, допустившим неосвоение средств, надо принимать строгие меры, вплоть до освобождения от занимаемой должности, а то и отдачи их под суд. Лишь один пример из заседания этой постоянной комиссии – возмущение депутата Сергазы Кунтуарова вызвано очевидной бесхозяйственностью кентауских чиновников. Из 925,6 млн. тенге, предлагаемых к сокращению, 162,7 млн. тенге – деньги, которые были выделены Кентау на восстановление теплосистемы города. По мнению народного избранника, эти деньги можно было перенаправить на решение других социальных вопросов: энерго- и водоснабжение, а тут даже выделенные деньги не смогли освоить. Уже рассматривается несоответствие занимаемой должности замакима города и начальника отдела ЖКХ. Народных избранников возмутило, что наказания избежал сам аким города Кентау, ведь из 756 млн. тенге, предназначенных на строительство шести объектов водоснабжения области, 63 млн. были выделены для Кентау. Но и они так и остались неиспользованными…

На следующий день, 10 декабря, состоялось заседание последней в этом году, 21-й сессии облмаслихата. Депутаты утвердили бюджет Южно-Казахстанской области в размере 273,6 млрд. тенге. Это на 33 миллиарда тенге больше, чем выделялось в нынешнем году. На эти деньги планируется построить и реконструировать 249 школ, больниц и других необходимых южанам социальных объектов.

Припомнили депутаты и то, что тендеры большей частью выигрывают компании, не имеющие ни рабочей силы, ни техники для выполнения заказа
Припомнили депутаты и то, что тендеры большей частью выигрывают компании, не имеющие ни рабочей силы, ни техники для выполнения заказа

Казалось бы, народные избранники должны обрадоваться, услышав такие цифры. Но депутаты посчитали, что радоваться преждевременно. Ведь мало получить деньги, надо еще суметь их вовремя освоить. А вот с этим-то в нашей области большая проблема.

Из четырех миллиардов, неосвоенных в этом году, три приходятся на долю строительства. В основном – в сфере образования и здравоохранения. Главной причиной неосвоения чиновники называют несвоевременное проведение тендеров. Припомнили депутаты и то, что тендеры большей частью выигрывают компании, не имеющие ни рабочей силы, ни техники для выполнения заказа. По мнению народных избранников, если не принять более жестких мер, подобная безответственность чиновников никогда не кончится.

Аким ЮКО Аскар Мырзахметов, принявший участие в работе сессии, согласился: «Да, есть недочеты в регламенте проведения тендеров. Мы постараемся решить возникшие проблемы, и по итогам года найдем и накажем виновных. А результаты огласим на собрании в январе».

Возможно, что имеющееся неосвоение средств – это прямое следствие «закрытости» бюджета ЮКО. К такому выводу пришли отечественные аналитики.

ИНДЕКС – НИЖЕ СРЕДНЕГО

5 декабря в пресс-клубе РАБАТа и ОТЫРАР-TV состоялась презентация исследования индекса открытости бюджета ЮКО. Исследование проводилось представителями «Центра поддержки правовых и экономических реформ» (CLERA) во всех областях Казахстана. Оценивался уровень открытости на всех стадиях бюджетного процесса – разработка проекта бюджета, утверждение и контроль. Учитывался также уровень открытости и доступности бюджетной информации и возможности вовлечения граждан в бюджетный процесс. Вы удивитесь, но индекс открытости бюджета Южно-Казахстанской области составил всего 32,67 балла из 100 возможных! Это означает, что информированность и участие общественности в бюджетном процессе находится в ЮКО на минимальном уровне.

«Такая оценка Южно-Казахстанской области показывает, что местные органы предоставляют общественности минимальную информацию о бюджете и финансовой деятельности местных исполнительных органов власти, – отметила директор ОО «Центр поддержки правовых и экономических реформ» Асель Крыкбаева. – Поэтому гражданам затруднительно отслеживать, как местные органы власти управляют денежными средствами области».

Согласно исследованиям, лидирующие позиции по индексу открытости бюджета в республике заняли Восточная и Северо-Казахстанская области. Их показатели 72,43 и 49,86 соответственно.

В Восточно-Казахстанской области в порядке вещей проведение общественных слушаний по проекту бюджета. По словам Асели Крыкбаевой, в ВКО жители сами обсуждают и решают, где надо будет строить, скажем, школу, а где – поликлинику. Как вы думаете, у нас такое возможно?

Есть восемь ключевых бюджетных документов. Это проект бюджета исполнительной власти. Гражданский бюджет. Добюджетное заявление (прогноз социально- экономического развития). Утвержденный бюджет. Отчеты в течение года (текущие отчеты об исполнении бюджета). Отчет за полугодие (полугодовой отчет об исполнении бюджета). Годовой отчет об исполнении бюджета. Аудиторский отчет (отчет ревизионной комиссии). Из этих восьми документов в ЮКО не составляется только проект бюджета, все остальное – издается. Но как? В официальных СМИ, и то это сплошные цифры, притом в табличной форме. Без анализа результатов или промахов, понятного простым гражданам.

В качестве слабого утешения: положение в ЮКО еще не самое худшее. «В Жамбылской и Кызылординской областях индекс открытости бюджета составляет 25 и 16,26 соответственно», – сказала руководитель ОО «Южно-Казахстанская Ассоциация юристов» Райхан Хобдабергенова, которая и провела исследование в нашей области.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Как говорится, диагноз поставлен, что будем делать с «больным»? Исследователи составили рекомендации, причем для двух ветвей власти – исполнительной и представительной. Вы, читатели РАБАТа, знакомитесь с ними раньше, чем те, кому они адресованы. Так получилось.

Итак, рекомендации для акимата.

  • Публиковать в открытом доступе проект местного бюджета и пояснительную записку к нему.
  • Своевременно публиковать более детализированные текущие отчеты об исполнении бюджета (полугодовые, квартальные, ежемесячные).
  • Публиковать годовые отчеты об исполнении бюджета с анализом достигнутых результатов.
  • Привлекать общественность на всех этапах бюджетного процесса.

Рекомендации для маслихата.

  • Публиковать в открытом доступе информацию о внесенных и учтенных предложениях депутатов маслихата на всех стадиях бюджетного процесса.
  • Публиковать в открытом доступе протоколы заседаний бюджетной комиссии.
  • Проводить общественные слушания по обсуждению проекта бюджета и изучению потребностей жителей региона.

Когда наша исполнительная власть станет более открытой и поймет, что от этого зависит социальное самочувствие общества? Ведь если населению будет предоставлена возможность принять участие в бюджетном процессе, социальная ориентированность госпрограмм увеличится, а заодно и подотчетность местных органов. Но нужно ли им это?

Фарида ШАРАФУТДИНОВА

Новости партнеров