Помяни меня добрым словом

151
Поминовение – это прежде всего молитва, помощь ушедшему от нас человеку
Поминовение – это прежде всего молитва, помощь ушедшему от нас человеку
Поминовение – это прежде всего молитва, помощь ушедшему от нас человеку

Старый китайский мудрец шел по заснеженному полю и увидел плачущую женщину. «Почему ты плачешь?» – спросил он ее. «Потому что вспомнила прошлое, молодость, былую красоту, ныне поблекшую, мужчин, которых любила. Бог поступил жестоко, даровав людям память. Он, видно, знал, что я буду вспоминать весну моей жизни и плакать…»

Мудрец, уставившись неподвижным взглядом в одну точку, созерцал снежную равнину. А женщина вдруг перестала плакать и спросила: «Что ты видишь там?» «Вижу цветущие розы, – отвечал мудрец. – Бог был великодушен, даровав мне память. Он, видно, знал, что зимой я всегда смогу вспомнить весну и улыбнуться»…

Так и память наших стариков-ветеранов: она помогла им не сойти с ума от воспоминаний о страшной войне, через горнило которой им пришлось пройти. Кроме боев и окопов, голода и вшей они помнят и весны с цветущими вишнями, звонкие песни, своих любимых и друзей. Даже когда они садятся за поминальный стол, то погибших своих товарищей вспоминают с доброй улыбкой, без слез и тоски.

О поминовении усопших мы и побеседовали с отцом Александром, протоиереем Свято-Никольского кафедрального собора Шымкента.

«Поминовение – это прежде всего молитва, помощь ушедшему от нас человеку. Стол, который накрывают на поминки, вторичен. Просто раньше, когда с едой было трудно, а люди приходили в дом помолиться, их кормили вроде как в благодарность. Времена изменились, изменились и ценности, сегодня во многих домах даже «выставляются» друг перед дружкой – у кого круче стол и больше блюд. А о том, чтобы помочь душе отойти в мир иной, даже и не вспоминают!

Накрытый поминальный стол – это не способ «улучшения жилищных условий» на том свете и не попытка задобрить Бога, ведь он в еде тоже не нуждается. Еда – это форма милостыни, которую мы творим ради умершего, и здесь очень важно, как мы ее творим. Милостыня должна нас самих сделать добрее, и если это произойдет, то и покойникам нашим будет намного легче по ту сторону жизни. Поэтому если поминальный обед будет сделан «для галочки» или «для своих», без молитвы об ушедшем человеке, то вряд ли от такого обеда будет польза…»

Подаяние – одна из лучших форм поминовения усопшего, считают священники. И если все-таки вы захотите пожертвовать, то важно помнить – жертвовать нужно лучшее! Чтобы у человека, которому вы даете милостыню, была от вашего приношения настоящая радость. Чтоб он захотел помолиться о покойнике и делал это с благодарностью, а не воспринял вашу жертву как подачку. Это весьма распространенное заблуждение – мы порою хотим тремя конфетами купить себе рай.

«Но такой подход – прямое лукавство, – говорит отец Александр, – от нас требуются покаяние, перемены в лучшую сторону, избавление от скупости, жадности, черствости душевной. И если мы сможем через милостыню изменить себя подобным образом, если сумеем поправить собственное духовное здоровье, тогда сможем поделиться им и с нашими умершими близкими».

Похоронили и забыли – страшнее всего. Полностью изгнать из своего сердца того, кто там уже был – невозможно. «Пустой стул» все равно будет занимать место. И вот чтобы он не пустовал, на этом стуле должна сидеть память – теплая, хорошая, мягкая, добрая.

Но разве всех упомнишь?

«Упомнишь, – говорит священник, – места в сердце хватит всем. Человек, который не помнит, который вычеркнул из своей памяти близких людей и своих предков, он не знает, что с ним будет в будущем, ведь дети наши – наследники того, что мы им оставим. Очень здорово, когда в семье есть полнота. Когда внуки и деды вместе, когда общение проходит через сердце, через воспоминания. Мы извлекаем уроки и не повторяем ошибок наших предков, мы гордимся их славой. Опыт наших предков – это сокровище, и сколько бы мы из него не заимствовали, оно не скудеет. Зато мы, берущие, обогащаемся. Мы перестаем думать, что вот мы явились и мы самые лучшие, а до нас ничего не было. Мы через память себя узнаем…»

Но некоторые из нас замыкают себя рамками материального существования, погружены в суету собственных проблем. Зачастую им мешают даже близкие. Может, поэтому многие старики такие одинокие и беспомощные – люди отказываются от памяти о них. А беспамятством можно разбить даже самое крепкое сердце.

В одной далекой стране жил старый человек, очень любящий детей. Он постоянно мастерил для них игрушки. Но игрушки эти оказывались такими хрупкими, что ломались быстрее, чем ребенок успевал ими наиграться. Сломав очередную игрушку, дети очень огорчались и приходили к мастеру просить новых. Тот с удовольствием дарил им другие, еще более хрупкие.

Наконец вмешались родители. Они пришли к мастеру с вопросом:«Скажи нам, мастер, почему ты всегда даришь детям такие хрупкие игрушки, ведь дети безутешно плачут, сломав их?» И тогда мастер сказал: «Пройдет совсем немного лет, и кто-то подарит этим бывшим детям свое сердце. Может быть, научившись не ломать хрупкие игрушки, они будут бережнее относиться к чужому сердцу?..»

Родители задумались… И ушли, поблагодарив мастера.

Елена БОЯРШИНОВА

Реклама