Девушка с флеш-картой памяти

Нет, сейчас мы не о той памяти, о которой пишем обычно в канун военных и государственных праздников. В сегодняшней теме нет никакой историко-патриотической подоплеки. Речь пойдет о памяти в самом прямом смысле – о нашей способности запоминать и хранить в своей голове какую-то информацию. Вы не находите, что с нашей памятью стало происходить что-то неладное?

Надейся на себя

Недавно моя знакомая, совсем еще молодая женщина, пожаловалась мне при встрече, что стала многое забывать. При этом она выглядела очень озабоченной – было видно, что это не просто тема для поддержания разговора. «Теперь, чтобы не забыть половины дел, мне приходится все записывать. Вот даже ежедневник купила специально», – она достала из сумки симпатичный блокнотик. Женщина посмеивалась, но как-то невесело. И чтобы ее утешить, я сказала на самом деле страшную вещь: «Да не переживай ты, сейчас все сплошь и рядом беспамятные, и я тоже». И тут же подумала, что переживать на самом деле очень даже есть о чем.

Нет, в самом деле, во времена, когда я была школьницей и студенткой, склероз, забывчивость считались признаками старости. Мы посмеивались над этим, рассказывали анекдоты. А сами были способны запомнить целый параграф, прочитав его на переменке, или сдать сессию, проштудировав за трое суток толстый учебник. Теперь я ума не приложу, как нам это удавалось. Для ученика моего времени считалось нормой помнить наизусть таблицу умножения и знать на память несколько десятков основных дат из мировой истории – это из разряда «разбуди – сразу вспомню». Сейчас для этого есть калькулятор и Гугл. Это очень удобно, но это превращает нас, простите, в недоучек. Вы возразите, зачем забивать голову тем, что можно найти в любом справочнике. Но речь ведь о другом. О тренировке мозга, о развитии способности к запоминанию.

Об этом очень много рассуждает нейролингвист, профессор Санкт-Петербургского госуниверситета Татьяна Черниговская. Эта умнейшая женщина может говорить простым языком о самых сложных вещах, происходящих в нашем мозге. Одно из великих достижений современности – Интернет – Татьяна Владимировна считает и большим благом и огромной проблемой для людей. «Память людей, живущих в цифровую эпоху, хуже памяти их бабушек и дедушек. А зачем помнить? Достаточно нажать пальцем на Википедию. Или вообще ничего не нажимать, а сказать: «Окей, Гугл!»

Для того, чтобы голова была светлой, память служила нам исправно, нужно давать мозгу работу – сложную работу. «Если вы будете давать мозгу трудную работу, то мозг будет сохранен, это в равной степени – как мышцы. Мы не берем в счет болезни, со всяким может случиться. Но если вы просто ляжете на диван и будете полгода лежать, то вы не сможете встать, точнее говоря, очень трудно будет. Если мозг ничем не занят, то вот получите такой мозг, – рассуждает ученый. – У меня есть приятель американский, специалист по памяти, не буду называть, на всякий случай, но известный. И его мать, весьма пожилая, стала жаловаться ему, что у нее память ухудшается, а ей, скажем, 86. Он ей говорит: «А, память ухудшается?! Хорошо. Вот я на работу уезжаю в университет, а ты, пожалуйста, древнегреческие спряжения к вечеру подготовь». Короче говоря, она у него занимается латынью и древнегреческим, и у нее память прекратила ухудшаться».

Конечно, это древнегреческий – средство слишком радикальное. Сама Черниговская говорит, что все мы разные и для кого-то серьезной работой мозга является разгадывание кроссвордов, а для кого-то – сложнейшей теоремы. Ключевое понятие здесь – сложно, трудно, с усилием. Нужно, чтобы наша голова работала, преодолевая препятствия, всегда узнавала и запоминала что-то новое. А иначе придется готовиться ко встрече с Альцгеймером.

К слову, раз уж мы заговорили об ученых. Забавная попалась на глаза информация. Не знаю, это легенда или правда, но якобы древнегреческий философ Платон говорил, что его великий предшественник Сократ считал изобретение письменности не таким уж благом для человечества. Он говорил, что письмо ослабляет ум: возможность записывать лишает человека необходимости запоминать, а это разрушительно для памяти. И чтобы память была крепкой, ее нужно постоянно упражнять. С этой целью в древности даже появилась специальная наука мнемоника (с др.-греч. – искусство запоминания) – совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации. Мнемоника, мнемотехника благополучно существует и по наши дни.

Возрастной фактор

А теперь анекдот. Про еще одного великого человека – писателя, обладателя острейшего ума Бернарда Шоу. Однажды он сел в поезд, а билет забыл дома. Контролер, который по закону должен был оштрафовать безбилетника, не стал этого делать – ведь великого соотечественника британцы знали в лицо. Тем не менее Шоу это не принесло облегчения. «Я, конечно, вам благодарен, – сказал он. – Но моя проблема в другом: без билета я не вспомню, куда собирался ехать». Шутка? А, может, правда? Писатель ведь прожил без малого 95 лет. Хотим мы этого или нет, но сила мозга со временем угасает. За уровень памяти отвечают нейроны в головном мозге, но с возрастом они стареют. Однако голова, занятая делом, без сомнения, прослужит дольше, что ученые на раз доказывали экспериментально.

Чтобы мозг работал хорошо, ему нужен кислород, нормальное кровоснабжение мозговых клеток ослабевает при сидячем образе жизни. Поэтому всем пожилым людям нужны умеренные нагрузки. Насыщение кислородом происходит в процессе пеших прогулок. Мозговую деятельность в любом возрасте улучшает мелкая моторика, вот почему полезно вышивать бисером, перебирать крупу, собирать мусоринки с пола вручную, или помогать маленьким внукам собирать мозаику и конструктор.

Пора переходить к тренировкам

Очевидные вещи, известные всем: укреплению памяти и ясности ума помогает изучение иностранных языков, заучивание стихов, решение головоломок, сканвордов, шарад.

Очень действенный совет – используйте любую возможность напрягать вашу ленивую память. Запоминайте номера хотя бы самых необходимых вам телефонов, а не набирайте их в быстром наборе. Повторяйте таблицу умножения. Вспоминайте школьные стихи. Вечером попытайтесь припомнить все, что произошло с вами за день – шаг за шагом и во всех подробностях.

Если у вас в семье есть школьники – вам повезло. Учите вместе с ними (не за них) информацию, требующую запоминания наизусть. Детям тоже надо объяснить, что запоминание материала – это не блажь учителя-зануды, а тренировка своей памяти.
Если школьников нет, задавайте себе задания сами и добросовестно их выполняйте. Например, выберите любую картинку, посмотрите на нее минуты 3. Потом закройте глаза и попытайтесь описать ее наиболее детально. Проделайте то же самое еще несколько раз, и вы заметите, что с каждой последующей попыткой ваш результат будет улучшаться. Делать это нужно каждый день.

Запишите 10 дат – это могут быть чьи-то дни рождения, свадьбы, юбилеи, о которых вы не помните, или даты из истории. Пытайтесь их запомнить. Потом список можно будет расширить. Со временем вы сами удивитесь, что память подводит вас гораздо реже.

По дороге на работу в автобусе слушайте разговоры людей (пусть этот совет вас не смущает: относитесь к этому не как к подслушиванию чужих тайн, а как к упражнению). А затем пытайтесь запомнить и воспроизвести в памяти отрывки из разговоров.

И наконец, используйте Интернет не только для общения в соцсетях и для быстрых подсказок, а во благо себе. Есть очень полезный сайт Wikium, где собраны множество упражнений для развития ума. С его помощью можно улучшить не только память, но также внимание, концентрацию и развить множество полезных навыков.

Яна Котт

Кстати

Человек не может помнить абсолютно все, что было с ним в жизни. Если это случается, то считается явной патологией. Состояние, когда человек во всех подробностях помнит то, что с ним произошло когда-то, называют гипермнезия. Способность забывать – естественное состояние нашего мозга, с помощью которого он освобождается от ненужной рутины.