Казахстанским маслихатам исполнилось 20 лет

650
Депутаты шымкентского гормаслихата голосуют "за"
Депутаты шымкентского гормаслихата голосуют "за"
Депутаты шымкентского гормаслихата голосуют «за»

Хороший повод вспомнить о том, как зарождался у нас институт новой представительной власти, и посмотреть, к чему это привело.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОН

Внимательней приглядевшись к известной в целом для себя теме, обнаружила, что какое-то время Казахстан обходился без депутатов – народных избранников. Смотрите сами: официально Союз распался в декабре 1991 года. И только спустя два года, осенью 1993-го, некоторые казахстанские местные Советы объявили о своем самороспуске. «Наш областной Совет народных депутатов во главе с председателем Рашидом Тураровичем Ибраевым до конца был верен своим избирателям и в отличие от многих других не самораспускался», – пояснил руководитель аппарата ЮКО маслихата Александр Гурьев.

Итак, к концу ноября 1993 года в Казахстане самораспустились около 100 Советов различного уровня. Руководство страны ситуацию объясняло тем, что невозможно построить новое общество старыми методами, а все представительные органы власти были избраны в советскую эпоху. 13 декабря 1993-го председатель Верховного Совета РК Серик Абдильдин официально заявил о его роспуске. До избрания нового парламента президент сосредоточил в своих руках всю полноту законодательной и исполнительной власти. 9 декабря 1993 года Нурсултан Назарбаев подписал Указ о принятии нового Кодекса о выборах Республики Казахстан. Выборы в Верховный Совет РК и в местные представительные органы – маслихаты – были назначены на 7 марта 1994 года. Страна начала готовиться к этому важному политическому событию.

23 декабря 1993 года в Шымкенте была создана городская территориальная избирательная комиссия во главе с председателем, первым заместителем главы горадминистрации Борисом Рузановым. Опасаясь, что в день выборов на избирательные участки придет совсем небольшое число людей, с обращением к южноказахстанцам выступили руководители партийных и общественных объединений, национальных культурных центров – казахского, славянского, узбекского, татаро-башкирского, корейского, немецкого, греческого, еврейского, турецкого и уйгурского. Интересно, что в числе политобъединений тогда еще не было партий, которые теперь на слуху, – только союз «Народное Единство Казахстана», социалистическая и республиканская партии Казахстана, партия «Народный конгресс Казахстана» и гражданское движение «Азат». Народ, к счастью, оказался не столь аполитичным, как опасались – выборы состоялись.

ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ

На 27 мест в шымкентский городской маслихат первого созыва претендовали 89 кандидатов. 25 из 27 депутатов были избраны на альтернативной основе. Из 27 депутатов гормаслихата первого созыва девять работали педагогами, семь – врачами, пять – производственниками, в том числе один рабочий, два были юристами, два – военными, один – из профсоюзов, два представителя негосударственного сектора. Забегая вперед, скажу, что в нынешнем составе шымкентского гормаслихата V созыва нет не то что рабочего, рядовых сотрудников – и тех днем с огнем не найти…

А какие имена в числе депутатов первого созыва! Турмахан Орынбаев, Клара Алипова, Роза Пак, Бату Ахметов, Жумамурат Туякбаев, Талап Кабденов, Виктор Сорокин…

Первая сессия гормаслихата состоялась 1 апреля 1994 года, получается – ровно 20 лет назад. К слову, постановление о созыве первой сессии шымкентского гормаслихата подписал Сеит Бельгибаев, в ту пору глава горадминистрации. Выступивший на сессии Борис Рузанов дал состоявшимся выборам такую оценку: это историческое событие в судьбе суверенного Казахстана. Первым в повестке дня стоял вопрос о выборе секретаря гормаслихата, на альтернативной основе был избран Кудратулла Халметов. К слову, в этом качестве Кудратулла Юнусович проработал три созыва, а перед выходом на пенсию руководил аппаратом ШГМ. На той исторической сессии были избраны председатели четырех постоянных комиссий, не был избран председатель ревкомиссии (представляете, желающего не нашлось!) и принято первое решение – о присвоении звания «Почетный гражданин города Шымкента» Асанбаю Аскарову.

Также в числе первых решений, принятых тем маслихатом, – постановление с длинным названием «Обязательные правила поддержания общественного порядка, улучшения состояния окружающей среды, организации торговли, благоустройства и сохранности жилищного фонда, зеленых насаждений, прокладки подземных коммуникаций и ирригационных сооружений (водоемы, каналы, арычные сети и т.д.) и содержания животных в городе Шымкенте».

Это удивительно, но спустя ровно 20 лет уже облмаслихат утвердил в новой редакции очень похожие документы – «Правила благоустройства территорий городов и других населенных пунктов ЮКО» и «Правила содержания и выгула собак и кошек в городах и других населенных пунктах ЮКО». О чем это говорит? Только о том, что эти темы из категории вечных.

ЧЕМ ЗАПОМНИЛИСЬ?

Мы поинтересовались у южноказахстанцев, чем им запомнились работа депутатов первых созывов. Оказалось, нескончаемой чередой переименований. На смену прежним названиям улиц, проспектов, площадей, поселков, школ пришли новые: площади Ленина и Куйбышева стали именоваться Аль-Фараби и Ордабасы, проспекты Коммунистический и Космонавтов стали называться Тауке хана и Б. Момышулы, а улица Степная так вообще трижды переименовывалась – то в проспект Аль-Фараби, затем в Кунаева. Вместо села Михайловки появилось Маятас, вместо Георгиевки – Коксаек и так далее. Дело нужное, необходимое. Решения о переименованиях принимались на ономастических комиссиях, а утверждались – на сессиях маслихатов. Это лишь одна из «видимых» частей работы местной законодательной власти. Для обычных граждан, как правило, остается невидимой не менее важная часть работы – формирование и утверждение бюджета, различных региональных программ, рассмотрение вопросов административно-территориального устройства, внесение изменений в схемы управления городом, областью и многое-многое другое.

Депутат 1-го, 2-го и 5-го созывов Роза Пак говорит о тех временах: «… когда я была депутатом 1-го созыва, мы рассматривали-распределяли бюджет города, не доходивший и до одного миллиарда тенге! Тогда было мало денег, но больше дел… Граждане шли в депутаты, надеясь с этой общественной платформы сделать максимум полезного для страны и ее граждан». Сегодня же Шымкент имеет бюджет, равный более 70 миллиардов тенге. Бюджет ЮКО-2014 года составляет около 300 миллиардов тенге. Как говорится, почувствуйте разницу.

ОСОБЕННОСТИ МАСЛИХАТОВ

В организационном плане маслихаты по отношению к Парламенту РК являются самостоятельными органами. Что касается компетенции маслихатов, то она устанавливается законами, которые принимает Парламент. «Все районные и городские маслихаты являются самостоятельными представительными органами на своих территориях, – пояснил руководитель аппарата ЮКО маслихата Александр Гурьев. – Подчиненности между маслихатами нет. Вместе с тем облмаслихат в случае обращения всегда оказывает рай- и гормаслихатам консультативную помощь. Например, относительно недавно секретарь облмаслихата К. Ержан провел совещание с секретарями районных и городских маслихатов по вопросам избрания нового состава избирательных комиссий».

СЕКРЕТАРИ

Секретарь маслихата – личность консолидирующая. При хорошем секретаре деятельность маслихата, работающего вплотную с акиматами, особенно эффективна и плодотворна. Важна и харизма секретаря представительного органа власти. За двадцать лет в гормаслихате сменилось несколько секретарей – это уже вышеупомянутый Кудратулла Халметов, Нуриддин Джарболов, Жангельды Махашов и Нурлан Бекназаров (два созыва подряд). В Южно-Казахстанском областном маслихате смена секретарей зачастую происходила по причинам явного повышения депутата, причем не куда-нибудь, а в Сенат, парламент республики. Куаныша Бультаева, ставшего сенатором, сменил Сакимбет Калгынбай. Сапарбека Сахова, некоторое время проработавшего секретарем облмаслихата, сменил Орынбай Рахманбердиев. Затем у руля облмаслихата стояли Шалатай Мырзахметов и Абилкасым Досболов. Теперь секретарем ЮКО маслихата является Кудайберген Ержан. Все без исключения – достойнейшие люди.

ДЕПУТАТЫ

Депутатский корпус V созыва, безусловно, сильно отличается от народных избранников середины 90-х годов. Здесь и более высокий социальный статус, образовательный уровень депутатов. К примеру, на сегодня из 50 депутатов ЮКО маслихата 49 имеют высшее образование, один депутат является почетным академиком НАН РК, 7 – ученую степень доктора наук, один – кандидата наук. 13 человек второй специальностью имеют юридическое, экономическое и финансовое образование.

На момент избрания средний возраст депутатского корпуса области составлял 50,16 года. Самому молодому депутату 25 лет. 8 депутатов в возрасте свыше 60 лет. Среди депутатов области одна женщина – Рашкуль Оспаналиева. В гормаслихате народ помоложе, да и женщин-депутатов – три. По партийности: в обоих маслихатах подавляющее большинство – члены партии «Нур Отан», акжоловцами являются три депутата в гормаслихате и один – в областном.

По всей видимости, депутатская ноша – из числа если не легких, то почетных. Свидетельством тому случаи повторного депутатства. Опять же, к примеру, 23 депутата облмаслихата ранее избирались депутатами четвертого созыва. А Раимбек Пернебек – единственный в области депутат всех пяти созывов. В шымкентском гормаслихате из 29 депутатов 14 ранее уже избирались депутатами, причем двое – Нурлан Бекназаров и Нуркоз Жанабаев – депутаты четырех созывов. Вот и говорят: «Плох тот депутат, который не мечтает стать кандидатом!»

В народе нынешние составы гор- и облмаслихатов называют «клубами миллионеров». Что ни депутат – то директор или президент. Такое впечатление, что сегодня простой работяга ни за что не сможет стать депутатом. С такой оценкой категорически не согласен Александр Гурьев: «Да, 35 депутатов облмаслихата являются руководителями организаций, занимающихся предпринимательством, бизнесом, производственной деятельностью. Они строят школы, больницы, дороги, объекты обеспечения населения питьевой водой, газом. Они выращивают хлеб, хлопок, производят продукты питания. На их предприятиях трудятся и кормят свои семьи тысячи наших земляков. Именно поэтому люди голосуют за них на выборах. А депутатом может стать каждый, кого выберут избиратели».

На вопрос, на что нам, гражданам, следует обращать внимание в работе депутатов, Гурьев ответил: «Руководитель аппарата маслихата не является депутатом, поэтому каждый из нас сам является частью электората. Как избиратель обращаю, прежде всего, внимание на такие качества депутата, как порядочность, уважение к избирателям, умение найти пути и средства для выполнения обещаний, данных во время избирательной кампании. И таких депутатов в областном маслихате немало. Поэтому хочу пожелать всем избирателям всегда голосовать за тех, кого они знают не по словам, а по делам и достижениям в жизни».

Фарида ШАРАФУТДИНОВА

Реклама