Модернизация ЖКХ в Шымкенте: не все так плохо на первый взгляд

348
В доме №4 по улице Алдиярова сделали ремонт по госпрограмме
В доме №4 по улице Алдиярова сделали ремонт по госпрограмме
В доме №4 по улице Алдиярова сделали ремонт по госпрограмме

Увидеть старый дом после ремонта и… захотеть у себя сотворить нечто подобное. Программу модернизации ЖКХ критиковали, ругали на все лады, но… Оказалось, в городе немало желающих отремонтировать свое жилье в рамках госпрограммы. А там, где есть спрос, предложение всегда появится.

ПРОХУДИЛАСЬ НАША КРЫША…

Этот домик по улице Алдиярова сильно отличается от соседних. Небольшой, двухэтажный, но есть в нем какая-то своя прелесть. Чисто выбеленные ровные стены, крыша, сияющая свежим профнастилом. Правда, идиллическую картинку нарушают торговцы, стихийно расположившиеся с внешней стороны дома, выходящего своими окнами на торговый центр «Казына». Чтобы попасть во двор, проходим несколько метров по улице Алдиярова и видим аккуратно отделанный профнастилом вход. Чем-то он напоминает незавершенную арку. Есть здесь и свой импровизированный «шлагбаум» – от стены до стены тянется порядком потрепанный трос. Видимо, не все водители спокойно смотрят на то, что такая площадь аккурат возле базара даром пропадает.

Во дворе на лавочке сидит в окружении соседей пенсионерка. Люди разговаривают, обсуждают, из обрывков фраз понимаю: речь идет о ремонте.

«Как мы могли забыть про подвал?! Но ничего, сейчас за это рассчитаемся и возьмемся», – говорит пенсионерка. По вниманию, с каким люди ее слушают, понимаю: она и есть та самая баба Шура, домком дома №4, о которой мне говорили в акимате Енбекшинского района.

«Дом у нас старый, сама видишь, – рассказывает баба Шура, – 1955 года постройки. Крыша у нас текла, подъезды, стены были страшные, окна в подъездах побитые – в общем, ремонт требовался капитальный. Мы с жильцами посоветовались и пошли в акимат. Понятно, сразу ничего не делается. Но мы переживали, что наш дом вообще развалится, поэтому и не отставали от них. А потом к нам пришла из акимата целая комиссия. Посмотрели наш дом и ушли».

В следующий приход помимо представителей акимата к людям пришли и подрядчики – руководитель и главный инженер компании ПМК.

Домком баба Шура
Домком баба Шура

«Мы им показали на главные проблемы нашего дома, – продолжает баба Шура. Сначала планировали только крышу отремонтировать. Но потом подумали и решили: нам нужно и подъезды подремонтировать, и двери с кодовыми замками установить. Сами понимаете, базар рядом, народ разный во дворе ошивается. Подрядчики посмотрели и ушли. А в следующий раз пришли уже с примерной сметой. По их подсчетам выходило, что мы должны будем платить ежемесячно по 2800 за трехкомнатную, 1800 – двухкомнатную и 800 тенге за однокомнатную квартиру. Не такие уж и большие деньги. Мы согласились».

Поначалу подрядчики стали бойко снимать шифер и скидывать его вниз, но баба Шура возмутилась: шифер, даже бэушный, можно продать. «Ребята меня послушали и стали его аккуратно складировать. А потом мы его продали и пустили на нужды дома – зацементировали дорожку перед домом», – улыбается баба Шура.

К слову, бригада работала под бдительным оком целой комиссии из жителей дома. Они и принимали окончательную работу строителей.

«Конечно, можно было все пустить на самотек. Работают, мол, и пусть работают, но мы считаем, это неправильный подход, – продолжает домком. – Люди выполняют наш заказ, а значит, именно мы и должны его контролировать. По договору бригада нам дала два года гарантии на ремонт. В этом году, когда снег стал таять, у нас то тут, то там образовались протечки. Мы позвонили в ПМК, к нам тут же приехали и все устранили. Все можно делать нормально, было бы желание».

Пока жители жалеют только об одном: что тогда сразу не подумали о замене коммуникаций в подвале. «Но вот подождите, рассчитаемся за этот ремонт и обязательно займемся подвалом, – говорит баба Шура и добавляет: – А акимат нам сделал бы детскую площадку с песочницей да качелями – и все, живи, как говорится, в свое удовольствие».

В НУЖНОЕ ВРЕМЯ В НУЖНОМ МЕСТЕ

Берик Альзахов
Берик Альзахов

Домком дома №33, что в микрорайоне «Сайрам», Татьяна Николаевна Новикова в акимат за помощью обратилась вовремя. Женщина рассказала, что когда постоянно текущая крыша переполнила чашу терпения жителей, пошла к акиму района. «Жители пятых этажей каждый год за большие деньги крышу ремонтировали, но она постоянно текла до третьего этажа. Я поговорила с людьми и сказала: такой ремонт нам не нужен. В акимате, куда я пришла со своей проблемой, мне обрадовались и сказали, что сейчас в стране запускается программа модернизации ЖКХ. Мне все подробно разъяснили и предложили посоветоваться с жильцами дома».

Домкому пришлось обойти все 40 квартир. Только 10 собственников квартир от ремонта отказались, но по условиям программы достаточно было согласия 70% жителей. Окрыленная Татьяна Николаевна хотела было начать собирать документы, но не тут-то было. Кое-кто из жильцов сначала обвинил женщину в том, что она хочет подзаработать, а потом и вовсе один из подъездов полностью отказался от ремонта.

«Я снова пошла в акимат. Малик Абдинуров меня выслушал, а так как у нас дом состоит из двух самостоятельных блоков, предложил отремонтировать только наш блок». Это было в ноябре. А уже в декабре у нас заменили крышу. Вы не представляете, какое это счастье спать и не бояться, что сверху на тебя прольется вода! А весной к нам пришли и привели в порядок подвал, заменили все коммуникации, установили двери с кодовыми замками в подъезде, стеклопакеты на окнах в сушилках. Сейчас у нас на всех подвалах установлены амбарные замки, и мы наконец почувствовали себя настоящими хозяевами собственного дома. К нам теперь кто попало не зайдет».

А жители того самого блока-отказника теперь жалеют. Они ведь могли капитально отремонтировать собственное жилье, но, как говорится, повелись на слухи. И вот он результат.

«Ежемесячный платеж с трехкомнатной квартиры у нас составляет 2068 тенге. Хочешь – плати каждый месяц, хочешь – заплати за год, это только тебе решать. Средства, которые государство вложило в ремонт нашего дома, мы будем возвращать 15 лет. Согласитесь, это смешные деньги на фоне растущей инфляции и удорожания стройматериалов. Поэтому, я думаю, мы выиграли, согласившись на ремонт».

ГЛАВНОЕ – ПОНИМАНИЕ

О недоверии жителей к ремонту в рамках госпрограммы прекрасно знают в отделе жилищной инспекции отдела ЖКХ акимата Шымкента. Руководитель отдела Берик Альзахов считает: всему виной шероховатости, которых в программе было немало.

«Основные нарекания у нас были по первым шести домам по проспекту Тауке хана. В этих домах все делалось в комплексе. Понятно, что было немало проблем, и они связаны в первую очередь с незнанием всех аспектов программы и недостатками в самой программе. В ней говорится, что ремонт должен вестись по шести направлениям: кровля, подвалы, лифты, текущий ремонт, стены, подъезды. Запланирована и установка домофонов. Сейчас уже люди стали лучше понимать все возможности, которые открываются перед ними, и сами обращаются к нам с просьбой отремонтировать их дом. Чтобы не быть голословным, назову несколько адресов: улицы – Терешкова, 17, Володарского, 5-в, Жангельдина, 13.

Изменилось отношение к ремонту и у подрядчиков. Сейчас они стали проводить только тот ремонт, который необходим жителям. Чаще всего просят, конечно, заменить кровлю и привести в порядок подвал. Просят установить и домофоны. А бывает, сделают что-то одно, а после обращаются – хотим еще и, к примеру, подъезд отремонтировать. И это правильно. В процессе работы и мы сами, и люди начинают понимать все тонкости госпрограммы. Ну а мы, когда сталкиваемся с несоответствиями, а они все еще есть, сразу сообщаем об этом разработчикам. А стать участником программы несложно. Для этого необходимо обратиться в акимат своего района. Дальнейшую схему специалисты объяснят, проведут встречи с собственниками квартир. Могут обратиться и в наш отдел».

Главное, как пояснил Берик Исабаевич, чтобы были выделены средства. Так, в прошлом году планировалось отремонтировать 90 домов, но из-за отсутствия средств смогли отремонтировать лишь три дома на сумму свыше 13 млн. тенге. «К слову, это возвратные средства. То есть деньги, которые люди начали платить за отремонтированные в 2011 и 2012 годы дома. В этом году запланирован ремонт 34 домов (14 – по Абайскому району, 13 – по Аль-Фарабийскому, 7 – по Енбекшинскому району) на общую сумму 221 млн. 190 тыс. тенге. «Уже готовы все документы вплоть до заключения экономической экспертизы. Сейчас ждем поступления республиканского трансферта», – подытожил Берик Альзахов.

Как говорится, были бы деньги – с ними проблемы решаются проще.

Саида ТУРСУМЕТОВА

Реклама