Коммунальщики Шымкента отмыли и подремонтировали памятники, а также рассказали о самых любимых из них.
МРАМОРНО-ГРАНИТНЫЙ РЕМОНТ
Среди фаворитов – обелиск Славы.
Не поверите, но в парке Независимости проводится первый капремонт. За все пять лет со дня его открытия здесь ни разу не ремонтировались ни монументы, ни брусчатка.
«Когда глава области задумывал этот парк с площадью госсимволов, у него была очень правильная мысль – создать комплекс, который не только бы информировал гостей парка о символах нашей независимости и государственности, но и показывал, что народ Южного Казахстана, как семь прочных пик (по-казахски уыков), всегда готов встать на защиту этих символов, – рассказывает руководитель компании «Мрамор гранит тас», выигравшей тендер на ремонт и обслуживание городских памятников Сабыр Калдыбеков. – Но сейчас сами уыки нуждаются в защите. Мы осмотрели каждый элемент, расположенный на площади Независимости, выявили, сколько плит не выдержали испытания погодой, ветрами и временем. Все это сфотографировали, заактировали и передали в отдел ЖКХ. А уже они по нашим актам определяют нам фронт работ. Уже сейчас могу сказать, что на семи уыках мы заменили порядка 60 квадратных метров гранитных плит».
Кроме того, планируется заменить поломанные плиты на всех элементах парка и площади Ордабасы: «Посмотрите на монумент Жер Ана. На самом верху нам пришлось заменять плиты. Сделать это непросто. Без спецтехники и оборудования здесь никак не обойтись. Но теперь за монумент нам не стыдно, он теперь без изъянов», – улыбается Сабыр Калдыбеков.
К слову, парк Независимости вместе с монументом Жер Ана для Сабыра Калдыбекова имеет особое значение. Он как никто другой точно знает, как закреплены плиты на монументе и главное – почему местами из-под плит проступила соль. «Этот парк, наверное, один из самых любимых, потому что мы его строили своими руками, – продолжает Сабыр Калдыбеков. – А соль… к сожалению, она пока обязательная спутница любого объекта, при строительстве которого используются гранит и мрамор. Она поднимается из-под земли. Одно радует – через несколько лет этот процесс останавливается. И соль больше не проступает. Правда, есть технология, благодаря которой ни мрамор, ни гранит не подвергаются разрушительному действию соли, но пока она не прописана в официальных СНиПах. Это разработка нашей компании. Но мы пока ее не запатентовали. Возможно, поэтому до сих пор не имеем права использовать ее повсеместно. Но если вы просто сравните мрамор, украшающий основание флагштока и боковых оснований, то, как говорится, почувствуете разницу».
Следующий этап ремонта – замена брусчатки и плит на боковых ступенях: «Дело в том, что люди, очищавшие ступени от наледи, били по ним лопаткой или другими острыми предметами и серьезно их разрушили. Все такие разрушенные ступени мы будем заменять», – поясняет Сабыр Калдыбеков.
В парке Абая для посетителей на время закрыли мемориал Славы. Здесь вовсю идут ремонтно-восстановительные работы – заменяют разрушенные плиты ступеней комплекса. На отдельных участках планируется установить новые вместо растрескавшихся и разрушенных плит с выгравированными именами участников ВОВ. Но беспокоиться, что имя того или иного фронтовика после такого ремонта исчезнет, не стоит: «Наша компания в свое время занималась строительством и этого комплекса тоже. Поэтому к этому объекту мы относимся со всей бережностью», – пообещал Сабыр Калдыбеков.
Руководитель компании посетовал на наши погодные условия, которые крайне неблагоприятно сказываются на мраморных и гранитных плитах – сильная жара и холодная зима разрушают плитку: «Но, к сожалению, пока альтернативы у нас никакой. Хотелось бы попросить как людей, производящих уборку в парках, так и посетителей парков и скверов относиться к этим объектам бережно. Не разрушайте то, что создано с таким трудом», – сказал Сабыр Калдыбеков.
ЧИСТОТА – ЗАЛОГ ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ
Помимо ремонта все памятники ждет и настоящая «баня». Есбол Шымшыков – работник одной из компаний, приводящих в порядок парки и скверы. Мужчина говорит, памятникам банные дни устраиваются частенько. «Вообще, около шести раз за год моем. Но бывает и внеочередная мойка к приезду высоких гостей, – улыбается мужчина и поясняет: – Сами понимаете, климат у нас такой – жара, пыль. Потому и следим, чтобы памятники своим видом радовали посетителей парков и скверов, а не отпугивали их».
Как рассказал Есбол Шымшыков, самый любимый в смысле мойки у него – памятник Абаю: «Его очень легко мыть, не требуются какие-то особые приспособления, чтобы добраться до него. Правда, самому памятнику именно эта доступность причиняет немало проблем. Иные «любители» почему-то считают, что если не напишут на нем пары-тройки слов штрих-маркером, то жизнь их не сложилась. В принципе, мыть памятник несложно. Только на очистку от таких вот инородных элементов приходится тратить немало сил и времени. Вот если бы этих «писателей» ловить за руку да заставлять мыть все памятники, думаю, желания писать у них поубавилось бы».
Еще один фаворит – танкодром, как его назвал Есбол-ага: «Там разные образцы техники и памятник погибшим пограничникам и воинам-афганцам. Красивое место. И отмывать все элементы аллеи не составляет большого труда». Для тех, кто не очень понял, – танкодром находится слева от стелы на входе в парк.
А вот самолет, устремленный ввысь и венчающий мемориал Славы, несмотря на все свое величие и красоту, в числе самых проблемных у коммунальщиков. «Его ведь просто так не помоешь. Приходится прибегать к помощи спецтехники. Еще и переставлять ее надо по несколько раз. На один самолет уходит несколько часов», – поделился Есбол-ага.
Уже со дня на день в парках, скверах и на аллеях водные процедуры для памятников и МАФов (малые архитектурные формы) станут привычным делом. До Первого мая все они должны засиять чистотой. А фонтаны устремят ввысь свои хрустальные струи.
Саида ТУРСУМЕТОВА