Скорость, стабильность, бодрое настроение. Свежий утренний ветерок мягко обдувает лицо. Никуда не опаздываешь. «И никакого при этом простатита!» – полушутя-полусерьезно заявил один мой знакомый, бодро взлетая в седло велосипеда. Все больше в Шымкенте становится людей, которые ни на что не променяют своего двухколесного друга: на комфорты-кондиционеры-титановые диски-абээсы…
«…Я тут сегодня пропустил иномарку – сложный поворот был, да еще другая машина разворачивалась… А водитель едет за мной и сигналит, думаю: что ему нужно, я же его пропустил? Выбрал момент, оборачиваюсь, а за рулем мужчина машет рукой, спасибо, мол, брат. Так приятно стало, а то дороги раньше были только для машин, велосипедисты, вроде, и не люди!» – Нурлану Бектаеву есть чему радоваться, за рулем велосипеда молодой мужчина уже четыре с лишним года.
За это время не раз менялись средства передвижения, но свой первый велик Нурлан помнит особенно.
«Мы с братом купили в складчину велосипед украинского производства, – вспоминает Нурлан, – но я быстро вошел во вкус, и брат велосипеда почти не видел. Я не уверен, что тот велик был действительно украинским: месяц ездил, месяц ремонтировал, все запчасти «летели», как будто он ширпотребной китайской сборки. Педали отваливались, руль вело, шины «горели» и лопались. Вообще, мучение, а не велик. И все же этот железный конь у меня и Крым и Рым прошел. Потом уже начал смотреть на качество, и следующий велосипед был значительно дороже, удобнее и качественнее. Сегодня у меня их два: шоссейный и горный. На горном в городе тоже удобно, потому что с дорогами, особенно на окраинах города, непорядок. А горный он где хочешь пройдет!».
В семье Нурлана есть автомобиль, но хозяин велосипеда утверждает, что это крайне громоздкое, неудобное и затратное средство передвижения. Причем за эти годы практически все братья Нурлана пересели на двухколесный транспорт. «Заразил» великом, – смеется Нурик, – теперь вот на выходные в аул собираемся. В одиночку сто километров мотать скучно, да и небезопасно, а вот компанией весело…»
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ С УГРОЗОЙ ДЛЯ ЖИЗНИ
Безопасность – разговор отдельный. Как с ходу заявила моя коллега: она бы в седло хоть сейчас с удовольствием, но страшно: водители автомобилей-то друг друга не уважают на дороге, а что говорить о велосипедистах! И правда, немалое количество шымкентцев на полном серьезе считает, что велосипедисты в нашем городе – странные существа, мешающие жить всем, в том числе и друг другу, этакие пасынки дорожного движения. Им, мол, не ясно даже, с какой стати при правостороннем движении необходимо двигаться только справа. А они хотят посередине… или слева, как в данный момент удобнее…
Со всеми этими высказываниями Нурлан категорически не согласен. «Пасынки, как ты говоришь, есть и среди пешеходов, и велосипедистов, и автомобилистов, – поясняет Бектаев. – Нарушают все кому не лень, только вот не надо под одну гребенку всех чесать! Пусть каждый за себя отвечает. У меня за четыре года вождения нет ни одного нарушения. Считаю, что ездить по правилам – основа безопасности жизни. И могу сказать точно: водители на машинах уже признали велосипедистов полноправными участниками движения. Или нас много, может, стало, поэтому машины с нами считаются. В последнее время вижу, как увеличивается поток именно велосипедистов-владельцев, тех, кто сам купил себе транспорт, а не напрокат взял. Кстати, мы даже приветствуем друг друга на дорогах: много взрослых мужчин и женщин пересели на велики. И вижу, как культура на дорогах повышается. Когда по правилам нужно – пропускают, не подрезают, как-то все соблюдается. Удивительно, но даже в последнее время водители пропускают велосипед на второстепенных дорогах, хотя в идеале не обязаны…»
ВЕЛОЖИЗНЬ ПО ПРАВИЛАМ
Согласно правилам дорожного движения Республики Казахстан, управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет (ПДД, п. 24.1). Велосипедист, сошедший с велосипеда и ведущий его руками, приравнивается к пешеходу.
Велосипед должен быть оборудован спереди световозвращателем и фонарем (фарой) белого цвета, сзади – световозвращателем или фонарем красного цвета, а с боковой стороны – световозвращателями оранжевого или красного цвета (ПДД, Приложение 2, п. 6).
Велосипедисты должны двигаться по улицам населенных пунктов и дорогам только по крайней правой полосе в один ряд как можно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам (ПДД, п. 24.2).
Важно различать обочину дороги и тротуар, так как велосипедисту запрещено движение по тротуару! Велосипедист должен ездить только по дороге.
Водителям велосипеда запрещено поворачивать налево или разворачиваться на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (ПДД, п. 24.3).
Велосипедисту категорически ЗАПРЕЩЕНО:
- бросать мусор;
- двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам;
- разговаривать по мобильному телефону во время движения;
- ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- перевозить пассажиров (кроме ребенка в возрасте до 7 лет) на специальном сиденье и габаритный груз (выступающий > 0,5 м).
Те, кто спешился и ведет велосипед, приравниваются в ПДД к пешеходам. Однако же, если вы ведете велосипед, по краю проезжей части нужно идти не как пешеходу, навстречу движению, а по ходу движения потока автомобилей и других транспортных средств.
Подавать сигналы о повороте велосипедисты должны руками.
Сигнал левого поворота (разворота) – вытянутая в сторону левая рука либо правая рука, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх.
Сигнал правого поворота – вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх.
Сигнал торможения – поднятая вверх левая или правая рука.
Запрещено ездить в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного); под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание; в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность дорожного движения (ПДД, п. 2.7.1).
«Я не пью и, честно говоря, не представляю, как пьяный человек может ехать на велосипеде, – смеется Нурлан, – равновесие же держать надо! Это тебе не четыре колеса. Например, знаю, что даже прокатчики не дают велосипеды выпившим людям – велосипед жалко…»
АРЕНДОДАТЕЛИ ПОЕЗДОК С ВЕТЕРКОМ
«Категорически не даем велосипед напрокат, если хоть самый слабый запах алкоголя от клиента», – согласен с Нурланом Антон Коноваленко. Антон – студент, но второе лето подряд устраивается на лето работать в один из городских прокатов. Работа прибыльная, утверждает молодой человек, уже к обеду в его пункте проката нет ни одного свободного велосипеда. «Если еще в прошлом году бизнес шел так себе, велики брали на час-два покататься, – рассказывает Антон, – в этом году чаще всего берут на неделю: уже не просто прогулки – народ на работу ездит, по делам всяким. У нас женщина молодая есть – постоянная клиентка, она на машине приезжает, ставит ее тут недалеко на стоянке и берет велосипед. Говорит, что по городу много приходится ездить – велик дешевле, да и маневренней. Ей удобно. У меня самого все друзья пересели на велосипеды – прокат недорогой, на бензин дороже выходит…»
Цена проката в Шымкенте начинается с 500 тенге за час. Велосипед на сутки обойдется в 1800 тенге. Прокатчики говорят, что если брать велик на несколько дней, то скидка получается существенная. Единственное большое «но» в шымкентских прокатах – серьезный залог. Для того чтобы воспользоваться велосипедом, придется оставить в залог удостоверение личности или полную стоимость транспортного средства. Прокат выдает бланк с указанием своего адреса и компании-владельца велосипеда. Владельцам прокатов пришлось пойти на крайние меры – слишком большой процент воровства великов был в первые годы работы сервисов.
Если говорить о цене, то по всему миру она сильно разнится. И Шымкент в списке не самый дешевый. В Копенгагене около 35% жителей – велосипедисты, большинство имеет собственные байки, но для безлошадных стоимость проката составляет 13 евро в месяц. В Токио стоит 54 доллара в год. В Пекине самый дешевый прокат – 1 час бесплатно, каждый следующий час стоит 2 цента.
Амстердам – велосипедная столица Европы. Более 40% городского трафика – велосипедный. За прокат транспортного средства в сутки придется раскошелиться на пять евро.
Но казахстанцы – народ предприимчивый и увлечение велосипедами быстренько развили. Правда, пока больше в Астане. Столица прогремела новостью о создании велостанций и парка велотакси. Десять забавных карет колесят по левому берегу с тарифом от 1000 до 2000 за поездку. Дороговато будет…
А может, правда, купить в магазине, да с ветерком? Зачем изобретать велосипед? Вот оно, надежное, экономичное и легкое средство передвижения…
Елена БОЯРШИНОВА