В Шымкенте строят подземные переходы

483
Проект подземного пешеходного перехода по проспекту Байдибек би обошелся бюджету в чуть более чем 66 миллионов тенге
Стоимость комфортабельного пешеходного подземного перехода между торговым центром «Эмиль» и рынком «Комеш булак»
Стоимость комфортабельного пешеходного подземного перехода между торговым центром «Эмиль» и рынком «Комеш булак»

Подземная жизнь Шымкента… Чего от нее ждать? Мы привыкли к солнышку, проливному дождю, к ветрам и снегу. Да к чему угодно, но провести даже несколько минут под землей нам невыносимо. Видимо, «в крови». Видимо, нам проще преодолевать понаставленные бордюры-ограждения-заборы, ценой неимоверных усилий перебрасывая себя и поклажу с одной стороны улицы на другую. Есть в Шымкенте места, где и при наличии подземного перехода особо глазастые горожане умудряются протискиваться сквозь узкую лазейку в заборе, в ней иногда застревают даже благообразные старички с тросточками. А порой и шустрые бабули, больше собственного веса нагруженные авоськами. Ничего, что аварийные ситуации? Главное, чтобы небо видеть?

В мировой практике подземные переходы невероятно популярны. Задумали строить их еще в 18 веке, но бум строительства «подземок» обрушился на двадцатое столетие. В крупных городах мира в некоторые места можно попасть только через подземные пешеходные переходы. Одним из таких мест является площадь в берлинском парке Тиргартен, на которой установлена колонна Победы. Эта площадь окружена проезжей частью с непрерывным автомобильным движением. Пешеходы могут ее пересечь только по одному из четырех подземных переходов, построенных в 1941 году по плану Иоханнеса Хунтенмюллера.

Еще один интересный переход есть в Симферополе под площадью Амет-Хана Султана. Все его тоннели сходятся на открытой подземной площади, на которой стоят киоски.

У Шымкента появился свой шанс прославиться стильными и удобными переходами.

Кому не знакома проблемная часть проспекта Республики, которая начинается под тоннелем и символизирует собой въезд в славный град Шымкент? Что видит въезжающий в город человек? Конечно же, «бородинское сражение». Это битва железных коней-автомобилей, пешеходов, тележек и таксистов за клочок проезжей части, на которую можно поставить ногу-колесо.

Эта битва происходит на фоне оглушающего писка клаксонов, рева тормозов, клубов пыли, ругани… А после, в ночной тишине (участок Республики засыпан мусором) одинокие уборщики пытаются к рассвету вывезти весь дневной бедлам, когда пешеходы и водители уже начнут готовиться к очередной битве за место на дороге…

СПРАВКА
Строительство пешеходного подземного перехода по проспекту Байдибек би в районе остановки «Дендропарк» осуществляет ТОО «Теспром». Стоимость строительства – 66 миллионов 80 тысяч тенге.
Строительство пешеходного подземного перехода по проспекту Республики, у ТД «Эмиль», осуществляет ТОО «Мрамориал Плюс». Стоимость строительства – 113 миллионов 69 тысяч тенге.

Шымкентские власти взялись решить эту проблему раз и навсегда – разделить пассажиро- и автопотоки, сделать так, чтобы вечные враги никогда не пересекались, а вели тихую, спокойную параллельную жизнь… не встречаясь.

Специалисты отдела автомобильных дорог проверяют строителей по несколько раз на день
Специалисты отдела автомобильных дорог проверяют строителей по несколько раз на день

Проект такой жизни на одном из участков Шымкента уже воплощается в жизнь – полным ходом идет строительство комфортабельного пешеходного подземного перехода между торговым центром «Эмиль» и рынком «Комеш булак», который мы больше привыкли называть районом «Колоса» или «Тоннеля». Стоимость проекта «под ключ» чуть более 113 миллионов тенге, что для спокойного, безопасного общего сосуществования пешеходов и пассажиров, согласитесь, немного. «Мы начали работы в июне, – рассказал Абай Турханов, заведующий сектором отдела транспорта и автомобильных дорог города Шымкента, – большая часть работ на сегодняшний день выполнена. Переход будет стандартный по ширине прохода, но в целом это будет красивое современное сооружение. Строителями впервые в качестве наружного покрытия применен поликарбонат, улучшенное противовандальное покрытие. Да и внутренняя отделка «подземки» будет кардинально другой по сравнению с привычными нам переходами. Освещение великолепное, отделка в национальном стиле – в переход можно будет заходить как в музей прикладного искусства. Сегодня идут переговоры с департаментом внутренних дел ЮКО об установке камер наблюдения и стационарных полицейских постов. Без присмотра такую красоту оставлять пока нельзя…»

Проект подземного пешеходного перехода по проспекту Байдибек би обошелся бюджету в чуть более чем 66 миллионов тенге
Проект подземного пешеходного перехода по проспекту Байдибек би обошелся бюджету в чуть более чем 66 миллионов тенге

В течение жизни каждый из нас иногда становится маломобильным: получает травмы, претерпевает физические изменения, затрудняющие передвижение, стареет, да просто перемещает тяжелые сумки. Город с подземными переходами – это здорово, но это город для молодых и сильных. Другим людям тяжело передвигаться по лестницам. «И здесь мы вышли из ситуации, – комментирует специалист, – в переходе предусмотрены пандусы, но не обычные, к которым мы привыкли, пологие спуски, а полностью автоматизированные. Одно нажатие рычага – и инвалидную, детскую коляску или сумку с тяжелой поклажей спустит-поднимет мини-эскалатор. Такие пандусы будут смонтированы и в правой, и в левой части перехода для большего удобства горожан…»

Не менее ожидаем подземный переход в районе дендропарка по улице Байдибек би. Окончание его строительства тоже запланировано на октябрь этого года. И его главная цель – обезопасить поток пешеходов, которые круглогодично отправляются отдыхать в самый большой городской парк. «Если вы не бываете в этом районе по вечерам, – рассказывает Абай, – то вам сложно представить, какое количество народа спешит перейти дорогу. Нам как-то кажется, что в дендропарке бывают одни молодожены по выходным, да еще и просто редкие посетители, а это совершенно не так! После шести вечера и до поздней ночи такое ощущение, что отдохнуть в дендропарк съезжается весь город, а не только жители «Нурсата». И на дороге образуются огромные пробки. Опять же – аварийные ситуации, загазованность выхлопами огромная. Думаю, что строительство подземки решит проблемы и этой части Шымкента…»

Проект подземного пешеходного перехода по проспекту Байдибек би обошелся бюджету в чуть более чем 66 миллионов тенге.

Контроль за строящимися переходами особый. Специалисты отдела автомобильных дорог проверяют строителей по несколько раз на день, один раз в неделю к ним присоединяются представители технического надзора Шымкента, два раза в месяц – технические работники ГАСКа. Но самым активным является «народный контроль», улыбается Абай Турханов, жители близлежащих домов, микрорайонов, владельцы магазинов не спускают глаз со строительных организаций ни на минуту.

И уже концу года переходов в Шымкенте, как подземных, так и наземных, станет одиннадцать – пора начинать писать собственную историю переходов.

И напоследок отличная новость для автовладельцев: с 28 июля полосы въездов в Шымкент как со стороны тоннеля, так и со стороны зоопарка открыты для всех автомобилей общественного и частного транспорта.

Елена БОЯРШИНОВА

СПРАВКА
Городской отдел автомобильных дорог и пассажирского транспорта акимата Шымкента находится по адресу: ул. Акпан батыра, 8 (3-й этаж). Тел. 53-71-80.

Реклама