Отечественный авторынок «встал» из-за ажиотажа на дешевые российские машины. Падение рубля и рост доллара и евро сыграли на руку некоторым казахстанцам. Наши соотечественники заполонили рынки соседней страны. Машины там сметают, как горячие пирожки.
«Эта ситуация длится несколько месяцев. Казахстанцы едут в Россию и закупают машины, это выгоднее, чем купить здесь», — говорит Шерзод Калменов, руководитель отдела продаж.
Шымкентцы тоже торопятся воспользоваться удобным моментом и приобрести машину на 20-30 процентов дешевле, чем в Казахстане. Иномарки, подержанные и новые, везут из Самары, Оренбурга, Челябинска и даже Москвы. Под покупку машин берут кредиты, закладывают и продают квартиры. Ажиотаж пока продолжает расти.
Дилеры, поставляющие иностранные автомобили в Казахстан, близки к разорению и выживают только за счет оформляемых кредитов. Сейчас авторынок ждет реакции государств Таможенного союза и компаний, поставляющих машины в Россию и Казахстан.
«Мы делаем скидки, чтобы люди не ощущали такой разницы. Уже сейчас жители Казахстана не могут ездить в Россию и свободно покупать авто на свое имя как частное лицо. Мы рассчитываем, что после нового года ситуация стабилизируется, как после девальвации тенге», — предполагает Шерзод Калменов, руководитель отдела продаж.
На авторынке перегонщики откровенно рады сложившейся ситуации. И пока власти не закрыли все лазейки в законах, стремятся закупить и привезти из России как можно больше недорогих, по казахстанским меркам, машин.
«Из пригнанных машин сейчас 90 % российских. Прежде лишь половину машин везли из российских городов, — рассказывает Мамед, перегонщик. — Я купил «Тойоту-Камри» в Самаре. В России идет скупка автомобилей, в частности новой «Тойоты-Камри 50″. Не успеваешь купить, как ее тут же перекупают. В конечном итоге покупает все равно Казахстан.»
На рынке России для казахстанцев один расчет — наличные. Из-за подскочившего спроса соседи уже поднимают цены на машины. Но разница в пару тысяч долларов остается крепче всех остальных доводов.