Начнем издалека. В 1892 году в Париже произошло удивительное событие – премьера в «оптическом театре». Эмиль Рейно, талантливый изобретатель, представил публике свое новое изобретение – праксиноскоп. Этот аппарат показывал зрителям картинки, которые быстро сменяли друг друга, поэтому казалось, будто изображение движется. Произошло это как раз в двадцать восьмой день октября.
28 октября отметили Всемирный праздник мультипликации. Только вот праздник ли? Через 122 года после выхода первого мультфильма уже не знаешь, смеяться или плакать: когда-то добрые мультики постепенно превратились во «вселенское зло».
Моя пятилетняя дочь Тая научилась управляться с мышкой и клавиатурой. И так как у меня частенько нет времени, я разрешила дочери самостоятельно включать себе мультики. Брат наглядно объяснил, как пользоваться «трубой» – интернет-порталом YouTube – и девочка пристрастилась смотреть в Интернете мультфильм про маленьких пони. Совершенно безобидный…
И вот она в очередной раз, разинув рот, глазеет на приключения пони, я вожусь на кухне и вдруг краем уха «замечаю», что мультик как-то на повышенных тонах продолжается. Иду потихоньку себе к компу. А там… полный «пушистый северный зверек»!
Кровища чуть ли не из монитора брызжет, в стаде пони бойня, а в луже крови плавает лошадиная черепушка. Я быстренько переключила на первое попавшееся – на экране бодро запрыгал домовенок Кузя. Что вы думаете? У Таи случилась истерика – она орала и требовала пони! Мне даже пришлось привести ее в чувство хорошим шлепком, потом мы долго утешались, лежа в кровати, потом достали кукол и книжку. А потом Тая спросила: «Почему Флаттершай резала радугу?»
Я сказала, что это был поддельный мультик, его сделал плохой дядька, что там не настоящие пони, а плохие крысы переоделись в пони, чтобы деток пугать, что они не резали, а поливали красной краской, что брат всех накажет – и крыс, и дядьку… (брату пришлось поставить на «Ютюбе» запреты на просмотры, благо, это возможно).
Даже популярные мультики с куклами Винкс перестали меня раздражать, по крайней мере – красивые девочки, которые на все имеют свое мнение и проводят время в учебе и борьбе со злом. Согласитесь, по сравнению с основным контингентом мультканалов – ангелы в мультяшной плоти. Экраны заполнили «чуды-юды-с-первого-раза-и-не-разберешь-кто» – грязные, обезличенные, позволяющие себе ругаться и практически «ботать по фене». А я превратилась в мультхейтера – «ненавистника мульфильмов» по-нашему.
Не все это знают, но в советские времена все мультфильмы проходили жесткий контроль, и каждый кадр рассматривался «под лупой», в том числе и с точки зрения его воздействия на ребенка. Позиции цензоров того времени кажутся небезусловными, а многие советские мультфильмы – слишком примитивными, ура-советскими или морализаторскими. И все же у советской анимации не отнять того, что она была комфортна для детской психики, учила прекрасному, доброму, вечному и порой оформляла эти уроки в самобытной авторской манере – просмотр мультфильма часто становился для ребенка первой встречей с искусством.
Мультискусство есть и у нас в Шымкенте: ежегодно городские анимационные студии занимают-завоевывают престижные-призовые места на республиканских-международных конкурсах. Только где вы, хорошие шымкентские мультики? Ау!..
Казалось бы, тема-то и закончилась. Но в редакции по поводу мультфильмов разгорелись бурные дебаты, в ходе которых из клоаки безвкусицы и пошлости выплыли вполне достойные мульты. Добрые и поучительные «Смешарики» – отлично, обучающая «Даша» со товарищи – на четверочку твердую, с ней в одном ряду очень недурственный «Кунгфу панда». Я оказалась в абсолютном меньшинстве по отрицанию «Приключений рейнджеров» и «Монстр хай».
Ну что ж, значит, есть что праздновать. Правда, сегодня искусствоведами и цензорами придется побыть нам с вами, уважаемые взрослые. До лучших времен.