Мы решили пробежаться по статьям нового Закона РК «О дорожном движении» и правилам дорожного движения. Вот что из этого получилось…
Пусть вы тысячу раз законопослушный водитель – новый закон может поставить вас в такие условия, когда вы просто не сможете выполнять некоторые пункты этих самых правил.
Итак, пункт номер один – парковка.
Если вы остановитесь в месте без знака стоянки, то вы – нарушитель закона. Получается, что из 4 млн. автомобилистов 99,9 % нарушают закон. И автоинспектор может смело вас привлечь за нарушение правил.
Мне же как водителю непонятно, как тогда быть с новыми правилами дорожного движения, которые вступают в силу 1 января 2015 года. Открываем пункт 12 «Остановка и стоянка» и читаем:
«1. Остановка и стоянка транспортных средств допускается на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии – на проезжей части дороги у ее края.
На левой стороне дороги остановка и стоянка допускаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением допускается лишь остановка для загрузки или разгрузки).
Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью дороги, с полным или частичным заездом на него, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам при условии, что это не будет препятствовать движению пешеходов».
Дальше еще интереснее. Подпункт 4 п. 12 ПДД. «Остановка запрещается:
1) в непосредственной близости от трамвайных путей, если это создает помехи движению трамваев;
2) на железнодорожных переездах, в тоннелях;
3) на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними (независимо от количества полос);
4) в местах, где расстояние между остановившимся транспортным средством и сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части дороги) или противоположным краем проезжей части дороги, или стоящим у противоположного края проезжей части дороги транспортным средством меньше трех метров, если это создает помехи движению транспортных средств;
5) на пешеходных переходах и ближе пяти метров перед ними;
6) на проезжей части дороги вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее ста метров хотя бы в одном направлении;
7) на пересечении проезжих частей дорог и ближе тридцати метров от края пересекаемой проезжей части дороги, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу; на остановочных площадках и ближе пятнадцати метров к ним, а при их отсутствии – ближе пятнадцати метров от указателя остановки маршрутных транспортных средств или такси;
8) в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств, или создаст помехи для движения других транспортных средств (заторы) и пешеходов;
9) на клумбах, газонах, детских и спортивных площадках.
5. Стоянка запрещается:
1) в местах, где запрещена остановка;
2) на дорогах и улицах населенных пунктов, кроме специально отведенных для этого мест, обозначенных соответствующими дорожными знаками и указателями;
3) на эстакадах, мостах, путепроводах;
4) вне населенных пунктов на проезжей части дорог, обозначенных знаком 2.1;
5) ближе пятидесяти метров от железнодорожных переездов;
6) механических транспортных средств с работающим двигателем в населенных пунктах, если это создает неудобства жителям;
7) на клумбах, газонах, детских и спортивных площадках».
Пункт два – аэрография.
Создатели законодательства, МВД, дорожная полиция мотивируют запрет на аэрографию тем, что красивая машина отвлекает водителя от дорожного движения. Но если так рассуждать, то нужно запретить красивых девушек весной, билборды, радио, пассажиров. Все отвлекает. Будет авто черным или разукрашенным – серьезной разницы нет. Наоборот, уникальный автомобиль дает возможность распознать авто в случае угона или ДТП. Но теперь такое выделятельство вне закона.
Пункт три – скорость.
Если раньше на трассах, где нет разделительной полосы, разрешалось разгоняться до 110 км/час, теперь – до 100.
Пункт четыре – спецкресло.
У меня трое детей. Старшему – 14. Младшим – 12 и 6 лет. Сейчас, перевозя младших в машине, я нарушаю закон. Потому что перевожу их просто в салоне, правда, пристегнув, но без автокресла. До 1 января надо бы обзавестись таким. Как будет в таком случае решаться вопрос с такси, пока неизвестно.
Пункт пять – дорожный полицейский.
Если раньше жолполовец должен был, остановив машину, незамедлительно подойти и назвать причину, то сейчас фраза «незамедлительно подойти» исчезла. То есть он может остановить машину и заниматься своими делами. Ушла в небытие и фраза «назвать причину». То есть остановит – и все. Выйти ни водитель, ни пассажир тоже не могут. Нужно сидеть и терпеливо ждать. А ведь причин, по которым тебе надо продолжать движение, масса: ребенок заболел, и ты решил сам отвезти его к врачу, или, к примеру, везешь лекарство родственнику, у которого с сердцем проблемы, а в ближайшей к дому аптеке лекарства нет. В общем, куда бы и по какой причине ты ни торопился, сиди и жди, пока дорожный полицейский сам не подойдет, не разберется и не разрешит тебе ехать.
Пункт шесть – ближний свет.
Согласно новым правилам мы должны передвигаться со включенным ближним светом везде. Раньше было только за городом. За нарушение – штраф не менее 5 МРП.
Пункт семь – доверенность.
Отсутствие регистрации доверенности – штраф половина МРП. Пункт «протащили» несмотря на заявление главы государства, что доверенность – бюрократический элемент. Ведь есть базы данных, в которые можно автоматически вносить всю информацию. Но…
А теперь о нововведениях, которые касаются автомобилистов, но не отражены в новом законе и правилах. С 1 января на территории ЕАЭС будут действовать новые паспорта на авто вместо техпаспортов. Так как российский ПТС, что у нас называют техпаспортом, почти идентичен с европейским, а наш разительно отличается, принято решение о едином формате. По единой базе и ПТС будет легче найти машину, угнанную на Дальнем Востоке. Можно купить авто в России и спокойно ездить.
«Праворульки». В Казахстане они не запрещены к ввозу, но запрещены к эксплуатации. Даже если Кыргызстан и вступит в ТС, ввозить оттуда дешевые «праворульки» смысла нет.
Саида ТУРСУМЕТОВА