Как в Шымкенте трудоустраивают молодежь

480
Согласно статистическим данным, на сегодняшний день наиболее востребованными сферами в области являются металлургия и машиностроение, энергетика, экономика и сервис, сельское хозяйство
Согласно статистическим данным, на сегодняшний день наиболее востребованными сферами в области являются металлургия и машиностроение, энергетика, экономика и сервис, сельское хозяйство
Согласно статистическим данным, на сегодняшний день наиболее востребованными сферами в области являются металлургия и машиностроение, энергетика, экономика и сервис, сельское хозяйство

В Акорде на расширенном заседании правительства, посвященном основным проблемам развития экономики и социального развития страны, Президент Нурсултан Назарбаев заявил о необходимости обновления системы профессионально-технического образования.

Он призвал всех активно работать в этом направлении и отметил: «В мире существует огромный опыт, я лично ознакомился с реальным опытом в Германии. Все предприятия обязаны обучать и принимать тех, кто выбрал техническую специальность. Специалисту не обязательно оставаться именно на этом рабочем месте. Он будет востребованным кадром по всему Казахстану. Если захочет, то будет работать и в других регионах».

НОВОЕ – ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

В советское время Шымкент был крупнейшим индустриальным центром. Городом, где работали многочисленные заводы и фабрики (только навскидку сразу вспомнилось более двух десятков крупных предприятий). Разве что пароходостроения у нас не было. А так, работы хоть отбавляй. И у подростков, оканчивавших школу, вопроса «куда пойти учиться?» не возникало. Выбор перед ними был огромный. Причем заводы и фабрики сами готовили для себя специалистов. Оканчивая ПТУ (профтехучилище), молодой специалист успевал не только овладеть всеми тонкостями выбранной им специальности, но и точно знал, где именно сможет работать. Так что из стен учреждений профобразования выпускники сразу попадали на рабочие места и начинали свою трудовую деятельность. Тем, кто оканчивал училище «на отлично», давалось право поступления в высшие учебные заведения без экзаменов, но по специальности. Например, если студент оканчивал на «отлично» училище шинников, то мог продолжить обучение в КазХТИ и вернуться на родной завод уже технологом шинного производства. И такая возможность повышения своей профессиональной квалификации была у каждого. При условии, конечно, что сам человек этого хотел. Но многих устраивала работа у станка: зарплаты были высокие, предприятия обеспечивали своих рабочих детскими садами, была возможность встать в очередь на квартиру и, что самое важное, получить ее. Было много и других привилегий: отдых в санатории, путевки на курорты и т.д. Проще говоря, создавались все условия для того, чтобы человек спокойно и плодотворно работал на благо Родины. Рабочий – это звучало гордо.

Я БЫ В СВАРЩИКИ ПОШЕЛ, ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ!

К слову, о сварщиках. Сегодня хорошего сварщика еще поискать надо. Как, собственно, и токаря, и сантехника, и электрика. С развалом Союза рухнули многие производства. Специалисты выживали как могли. Кто-то уехал из страны искать лучшую долю, другие же вынуждены были переквалифицироваться. Рабочие специальности стали не нужны. Поэтому родители стремились дать своим детям высшее образование, и рынок переполнился многочисленными «юристами-экономистами». С годами Казахстан стал постепенно возрождать экономику, налаживать производство. И оказалось, что хороших специалистов практически нет.

Поэтому глава страны и привел в пример модели дуального образования Германии в своем выступлении на расширенном заседании правительства. Эта система обучения складывалась у немцев в течение нескольких веков: работодатели организовывали при своем производстве учебные центры, мастерские для обучения своих специалистов. То есть работодатель берет на работу способного человека, обучает и переводит на производство. У них укоренилась такая модель.

В Казахстане же колледжи все эти годы жили сами по себе, и работодатели – тоже сами по себе. И, по большому счету, абитуриенты не знали, какая специальность наиболее востребована.

«Два года тому назад МОН в виде эксперимента взяло на вооружение пилотную программу дуального обучения, охватившую колледжи только трех регионов – Караганды, Костаная и Восточно-Казахстанской области, – рассказал заместитель руководителя управления образования, молодежной политики и развития языков Южно-Казахстанской области Владимир Анатольевич Доронин. – Теперь на месте этой программы появилась новая – «Дорожная карта внедрения дуального обучения», охватывающая более 175 колледжей страны».

Преимущества дуального образования в том, что оно:

1. обеспечивает высокий процент трудоустройства выпускников, т.к. они полностью отвечают требованиям работодателя;

2. работает по принципу «от практики к теории»: студент больше работает не с текстами и знаковыми системами, а с производственными ситуациями. Сложные теории легче осваиваются через практику и решение реальных профессиональных задач;

3. предполагает оценку качества подготовки специалистов самими работодателями. С первых дней студент большую часть времени проводит на рабочем месте, показывает свои навыки и старание. Работодатели получают возможность оценить уровень подготовленности будущих специалистов непосредственно в производственных условиях.

ЛЕД ТРОНУЛСЯ

Согласно статистическим данным, которые провел аналитический отдел палаты предпринимателей ЮКО, на сегодняшний день наиболее востребованными сферами в области являются металлургия и машиностроение, энергетика, экономика и сервис, сельское хозяйство. Требуются специалисты в текстильной промышленности и фармации. Поэтому был запущен пилотный проект для учеников девятых классов по внедрению уроков профессиональной ориентации в двадцати двух школах области. Их цель – рассказать, какие специальности сегодня востребованы, что это за профессии, как оплачивается этот труд. Кроме того, в обучающую программу входит и непосредственное знакомство с тем или иным производством.

Уже сегодня, например, выпускники профессионально-технического колледжа №6 проходят практику и далее трудоустраиваются на такие предприятия, как ТОО «Рахат», сеть кондитерских «Ладушки», отель Rixos Khadisha. Предприятия заключают с выпускниками колледжа индивидуальные договоры, обеспечивают питанием и спецодеждой.

Если колледж №6 готовит профессиональных поваров и кондитеров, то профтехколледж №2 обучает сварщиков, плотников, токарей и даже художников-оформителей. По словам заместителя директора по учебно-производственной работе ПТК №2 Игоря Хорохордина, все ученики обеспечиваются практикой с дальнейшим трудоустройством на таких предприятиях, как «Цветметремонт», «Шымкентжилстрой», «Шымкентдорстрой», «Казмедприбор». Также заключены договоры еще с 30 малыми предприятиями.

25 выпускников ЮКО индустриально-инновационного колледжа по дуальному обучению трудоустроены на южноказахстанский машиностроительный завод. «В целом же в «Дорожную карту» дуального обучения включено 80 предприятий и 24 колледжа региона. Обучение проводится по 36 специальностям в сфере сельского хозяйства, обслуживания и технических отраслях, – отметил Даурен Босымбаев, руководитель отдела профессионального образования и подготовки кадров управления образования, молодежной политики и развития языков Южно-Казахстанской области. – Экспериментальные учебные планы согласованы с управлением образования, палатой предпринимателей, колледжами и предпринимателями».

У КАЖДОГО СВОЙ ТАЛАНТ

Дети все талантливы, и у каждого есть свои особенные способности. Главное – вовремя раскрыть их. А это сделать не так просто. Хорошо, если с раннего детства способности ребенка ярко выражены. Например, ему очень нравится петь, или он большую часть времени проводит с цветными карандашами, или мастерит что-то из деталей конструктора. Но ведь есть и скрытые таланты, о которых ребенок и сам не подозревает. А когда приходит время определиться и выбрать профессию, многие подростки, да, собственно, и родители не знают, в каком направлении двигаться. Введение уроков профессиональной ориентации в школе поможет детям определиться с выбором дальнейшей профессии.

«Помню, был такой случай, – рассказывает Владимир Доронин, заместитель руководителя управления образования, молодежной политики и развития языков Южно-Казахстанской области. – Молодой человек учился на сварщика. Преподаватели жаловались на его безграмотность, зато он мог вслепую сделать точный шов сварочным аппаратом. А такое даже опытным сварщикам не всем под силу. Это тоже большой талант».

Этот случай – яркий пример того, что не обязательно всем быть Эйнштейнами. Главное – быть высококвалифицированным профессионалом своего дела. А опытный специалист без работы никогда не останется. Особенно учитывая тот факт, что страна сегодня испытывает острый дефицит квалифицированных рабочих кадров.

Татьяна БУРДЕЛЬ

Реклама