Пожар в шымкентском супермаркете — кто спасет?

217
Торговый центр "Адмирал"
Торговый центр "Адмирал"
Торговый центр «Адмирал»

Всю неделю после получения редакционного задания хожу исключительно по супермаркетам, торговым центрам и прочим общественным зданиям, где собирается большое количество народа. Цель моих наблюдений – эвакуационные таблицы, то есть четкий план и указатели, куда мне бежать в случае чего…

… Не нашла. Не просто беглым взглядом окидывала, как бы это сделала будучи простым посетителем, а внимательно приглядываясь ко всем пустым стенам. Пустых вообще стен по определению нет – места, куда в первую очередь падает взгляд покупателя, – самое дорогое и прибыльное место в магазине, и производители платят бешеные деньги, чтобы его занять. А как же безопасность?

Тема материала всплыла не на пустом месте – несколько дней назад все крупные СМИ «полыхали» материалами о пожаре в торговом центре «Адмирал» российского города Казани. По уточненным данным, страшный пожар, возникший из-за нарушения требований пожарной безопасности, унес жизни 17 человек, еще 50 оказались в больницах города с различными травмами. По предварительной версии следственных органов, многочисленные пристройки к торговому центру, изменившие инженерно-технические характеристики здания, привели к печальным последствиям. Руководство центра об изменениях МЧС не уведомило, специалисты не предприняли никаких мер пожарной безопасности. И разыгралась трагедия.

Недавний пожар в алматинском торговом центре «Алмалы» обошелся без жертв, но очевидцы уверены, что это просто счастливая случайность. «Я как раз была там, когда пожар начался, – пишет одна из пользователей Интернета Fend. – Паники никакой не было: по громкоговорителю объявили, что все должны срочно покинуть помещение. После первого объявления никто даже ухом не повел – думали, учебная тревога. И только после второго оповещения люди нехотя потянулись к выходам. Наверное, поэтому и не было паники…»

ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ ПРИ ПОЖАРЕ

Чтобы не стать жертвой пожара в торговом павильоне, стоит придерживаться нескольких простых правил. Во-первых, лучше избегать неблагополучных торговых точек – времена, когда половина Шымкента съезжалась за обновками на стихийную городскую барахолку, давно прошли.

Сегодня покупать дешевле можно в Интернете, а комфортнее – в современных крупных торговых центрах, где о возникновении нештатной ситуации посетителей оповестят по громкой связи. Время покинуть помещение будет у каждого покупателя.

Если же в магазине действительно произошло возгорание или хотя бы задымление, то посетителям стоит обратить внимание на знаки «Выход», которые расположены на всех эвакуационных путях и при срабатывании противопожарных систем подсвечиваются зеленым светом. Не стоит забывать, что дым распространяется вверх, поэтому передвигаться желательно ближе к полу, при этом лицо лучше прикрыть влажным платком или куском ткани – это защитит легкие от попадания в них продуктов горения.

Ну и самое главное в такой ситуации, как ни банально, – не впадать в панику. Практика показывает, что пожары возникают даже в самых продвинутых в противопожарном плане зданиях, а пожар 20 января этого года в алматинской церкви Петра и Павла – яркое подтверждение тому, что предотвратить пожар иногда не по силам даже Всевышнему.

Инфографика пожар

Интересно, что в любом государственном учреждении планы эвакуации при пожаре висят на каждом углу. Ждешь своей очереди, прогуливаешься по коридору, и то и дело натыкаешься на план, который от нечего делать довольно внимательно изучаешь. А в магазинах я их что-то не вижу. Может, не вижу только я?

Такие планы спасения должны быть в них в обязательном порядке, уверены в пожарном управлении. «Противопожарные меры, которые принимают владельцы современных торговых центров, как правило, полностью соответствуют требованиям надзорных органов. Требования эти выдвигаются еще на этапе строительства, – рассказал Мурат Назарович Алимбаев, заместитель начальника ГУ «Службы пожаротушения и аварийно-спасательных работ» ДЧС ЮКО. – Строительные и отделочные материалы должны быть негорючими и огнестойкими, а количество входов и выходов – достаточным для обеспечения эвакуации в случае необходимости. Естественно, в помещениях должны присутствовать автоматические системы пожаротушения, планы эвакуации и огнетушители…»

Специалисты тоже люди, посещающие кафе, рестораны, магазины и прочие общественные заведения. Но как специалисты они замечают нарушения в своей сфере «на автомате». В частном порядке предъявить претензии хозяевам заведения, конечно, не может ни один инспектор противопожарной службы. «Стоит даже по-человечески подойти и сказать об опасных нарушениях, как тут же слышишь в ответ: «А где разрешительные документы, где санкция прокурора?!» – рассказывал как-то один из сотрудников противопожарной службы. – Я пытаюсь объяснить, что нужно беречь себя и людей, а в ответ слышу: «Не нравится – не ходи сюда!» Такие магазины, как правило, берутся на заметку. Это же наша общая безопасность, огонь не спросит, пожарный ты или простой человек, или сын чей-то, или тебе было просто лень все исправить…»

Пока объекты предпринимательства в графике противопожарных проверок на первое полугодие 2015 года по Южно-Казахстанской области не значатся. В списках есть все, что угодно: школы, детские сады, военные части, суды, театры. Но нет ни одного торгового центра или кинотеатра. Спасение от опасности, видимо, дело рук тех, кто этой опасности подвергается. Говорят, что очень многое при пожаре будет зависеть от грамотно подготовленного персонала – в их власти вывести нас из опасного помещения без паники и давки.

Надежда – штука хорошая. Но на наличие эвакуационных планов как части имиджа крупного магазина обращать внимание все же нужно. Это показатель того, заботится ли предприниматель о покупателях или его волнует только собственный карман…

Елена БОЯРШИНОВА

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

Если в американском цирке играет композиция The Star Spangled Banner (гимн США), это значит, что в здании цирка случился пожар и всем артистам и служащим нужно аккуратно, без паники эвакуировать людей из зала.

Во всех уважающих себя гостиницах мира с громким именем при малейшей угрозе пожара начинает играть вальс «Дунайские волны».

В британских больницах при угрозе возгорания по громкой связи приглашают пройти в определенное отделение сестру Фламинго или доктора Блэйза. Таких врачей нет – в отделении, куда зовут этих лиц, – пожар.

Если на железнодорожном вокзале в Великобритании по громкой связи зовут инспектора Сэндса, то для служащих станции становится ясно, что случился пожар. Кстати, очень тонко. Inspector Sands – лейтенант Песков (или гражданин Брандспойтов).

Во всех магазинах IKEA объявленное по громкой связи: «Код тысяча» – возможно возгорание. Если в течение 10 минут не звучит фраза «код тысяча отменен», начинается эвакуация.

Новости партнеров