Многие из нас из поколения людей, отмечавших 1-го мая Международный день солидарности трудящихся. Народ, от мала до велика, шел на демонстрацию. Звучала музыка, несли плакаты, транспаранты, в руках детей воздушные шарики, кругом радостные лица людей, почти сплошь одетых в весенне-летние обновки, «старт» на ношение которых был привязан именно к 1 Мая. Торжественный голос диктора по усилителю объявлял: «На площадь выходит колонна тружеников прославленного Чимкентского свинцового завода имени Калинина…» И так далее, с перечислением всех других флагманов индустрии, предприятий пищепрома, местпрома. А потом народ разъезжался, кто на загородные маевки, кто на застолья в квартирах.
Новый государственный праздник – День единства народа Казахстана – мы стали отмечать с 1 мая 1996 года. Указ об этом президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал 18 октября 1995 года. Мотивация, в принципе, понятна – максимум внимания сохранению межнационального и межрелигиозного согласия. Это один из главных приоритетов политики нашего многонационального государства. Сначала мир — потом все остальное. Действительно, уж лучше так.
Как вы думаете, по-прежнему ли почетен труд нашего человека? Почетен, почетен. Конечно, не как раньше – в масштабах отрасли, пятилетки, страны. В этом смысле сейчас мы стали куда как скромнее. Нам достаточно пределов одного города, области, предприятия, трудового коллектива. Да, мы изменились. Изменился и труд. Прежде всего исчезла гарантия государства на труд, зато появилось понятие «самозанятые». Кто же они такие, самозанятые? Если вы работаете по договору найма (письменному или устному), получаете за свой труд вознаграждение (зарплату), то, согласно международной классификации статуса занятости, вы – наемный (оплачиваемый) работник. Самозанятый – это тот, кто сам себе или вместе с партнером придумал занятие, работу. То есть самозанятые – это занятые не по найму. В Казахстане численность самостоятельно занятых составляет примерно 30% от общего числа работающих. Большая часть из них зарегистрирована в налоговых органах как индивидуальные предприниматели, ну вы слышали – ИП.
Огромное число казахстанских самозанятых (больше 52 %) работают в сельском хозяйстве, животноводстве. Я часто привожу такое наблюдение: сельчанин – это человек, который не идет с утра на работу, потому что он просыпается, окруженный этой работой. То есть что? Правильно, селянин самостоятельно занят. В сфере розничной торговли трудятся 26,0 % самозанятых, в сфере оказания различных услуг населению (транспортных, медицинских, образовательных и др.) – 21,5 %.
Поменялось не только это. Изменился и продолжает меняться рынок труда, востребованность профессий. Есть множество различных топов востребованных, а значит, высокооплачиваемых в ближайшее десятилетие профессий. Один из них утверждает, что самыми-самыми востребованными будут профессии хирурга, анестезиолога, управленца высшего звена, пилота, стоматолога, аналитика рынка, юриста, IT-специалиста, менеджера по рекламе, селекционера и генного инженера. На «пятки» им наступают инженеры, нано-технологи и экологи.
Сама процедура устройства на работу тоже поменялась. Все чаще претендент слышит: «Вышлите резюме на этот электронный адрес….». И только после этого пригласят на собеседование. В последние годы появилось такое явление, как ярмарка вакансий – встреча лицом к лицу работодателя и человека, ищущего работу. Многие крупные компании предпочитают другой вариант: они пользуются услугами профессиональных рекрутерских агентств. Это экономия времени и денег. Рекрутеры подберут нужного специалиста.
Мастерство мастерством, но и о здоровье позаботиться не мешает. А это еще одно изменение в вопросе занятости. При найме на работу отдается предпочтение, может быть, и не столь опытному человеку, но более здоровому, молодому – работодателю далеко не всегда охота оплачивать чью-то пусть временную, но нетрудоспособность. Поэтому нынешние работники, что называется, с младых ногтей придерживаются принципов здорового питания, здорового образа жизни. Это стало модным, и слава Богу!
Еще одно изменение в работе – это насыщенность рабочего дня. Сужу по работе в нашем медиахолдинге: только одно задание завершишь, как на очереди следующее. В связи с этим делюсь с вами притчей Ямагучи Тадао о работе, попавшейся в интернете.
Однажды ученик спросил Учителя: «Подскажи, что делать? Мне никогда ни на что не хватает времени! Я разрываюсь между несколькими делами и в результате не выполняю достаточно хорошо ни одного из них». «Это случается часто?» – поинтересовался Учитель. «Да, – сказал ученик. – Мне кажется, что гораздо чаще, чем у моих коллег». «Скажи, а в туалет ты в этих случаях ходить успеваешь?» Ученик удивился: «Ну да, конечно. Но почему ты спросил об этом?» «А что будет, если не сходишь?» Ученик замялся: «Ну, как это «не сходишь»? Это же потребность!» «Ага! – воскликнул Учитель. – Значит, когда желание есть, и оно действительно большое, ты на него время все-таки находишь…»
На памяти многих рассказы коллег о том, как кто-то, правда, в советское время, на рабочем месте шали-свитера вязал, любовные романы прочитывал или кроссворды разгадывал. Прошло то время, хотя если судить по работе современных бюджетных организаций, то в некоторых из них по-прежнему бумажки из одного угла стола на другой перекладывают или часами «зависают» в социальных сетях или в играх. Но это уже другая тема для рассуждений. О ней – чуть позже.
Фарида ШАРАФУТДИНОВА