Детей нет, есть люди!

107
Иллюстрация автора
Главный редактор газеты "РАБАТ" Фарида Шарафутдинова
Главный редактор газеты «РАБАТ» Фарида Шарафутдинова

Сказать именно так о юных созданиях имел право Януш Корчак, выдающийся польский педагог, который всю свою жизнь, буквально до последнего часа, минуты, посвятил детям. В августе 1942 года он вошел вместе с двумя сотнями детей в газовую камеру концлагеря «Треблинка», хотя у него самого был шанс остаться в живых. Он просто не мог оставить детей одних перед лицом смерти.

Это пример высшего проявления милосердия к детям. Сегодня от нас не требуется такой безграничной жертвенности, да и не всем такой поступок по плечу. Вопрос в другом: от чего сегодня нам надо защищать детей? Ответы на поверхности – от рукоприкладства родителей, от третирования в школе, от предков-алкоголиков, от жестокости сверстников, от элементарной глупости пап и мам, от насильников-педофилов… Список можно продолжить. Но больше всего детей надо защищать от людского равнодушия. В «копилке историй» РАБАТа есть пример того, как неравнодушная женщина пыталась защитить права ребенка, которого обидел один недоумок. Жительница микрорайона «Тассай» Марина, которая ездит в центр города автобусным маршрутом № 65, стала невольной свидетельницей хамского поведения контролера автобуса. Рослый дядька-контролер сорвал шапку с головы мальчика, напялил на свою и, дразня его, стал приговаривать: «Не отдам, пока не заплатишь за проезд!» Мальчишка, пытаясь снять шапку с головы контролера, стал подпрыгивать, но тщетно. В один момент он задел рукой щеку обидчика. За что тут же в ответ получил два удара в лицо. Ребенок очень сильно заплакал. Марина и ее подруга Айжан тут же возмутились, предложили контролеру оплатить проезд мальчика. Марина сказала ему: «Вы не имеете права бить чужого ребенка!» «Я имею право! Я имею право! Я имею право! – ответил трижды и при этом агрессивным тоном недочеловек. – В дополнение о правах запомните: у кого деньги – тот и прав!» К сожалению, на этот разраставшийся конфликт совершенно не реагировал водитель автобуса. Мальчишка в слезах вышел в микрорайоне «Восток» и побежал, всхлипывая, в школу.

В отделе пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Шымкента, куда обратилась Марина, ей пообещали разобраться в случившемся. Женщину пугает то, что произошедшее является или может стать системой в автобусах, курсирующих по городу: «Я мать, и мой ребенок тоже ездит этим маршрутом, и с него всегда берут не 25 тенге, а все 50. Для чего на местном и республиканском уровнях принимают законы о льготном проезде для детей?! Почему им – контролерам и водителям – закон не писан? Если ребенок начнет требовать сдачу, то его запросто могут высадить по дороге или, увидев на остановке явного «льготника», могут не остановить автобус». Марина не унимается: «Мы нищим милостыню не жалеем, а тут за 25 тенге с ребенка душу чуть не вытрясли! Хотелось бы, чтоб с этим контролером конкретно разобрались и наказали, чтобы другим неповадно было».

Мы связались по телефону с техническим директором компании ТОО «Санжар-Моторс», обслуживающей автобусный маршрут № 65 Сериком Токбергеновым. Он подтвердил, что да, помнит обращение пассажирки по этому поводу. Результат разбирательства с водителем автобуса 163 таков: кондуктор уволен, водитель был отстранен от работы на неделю, больше нельзя – у него тоже семья, дети. Ну что ж, поверим на слово, что так оно и было…

А Марине этой – наше глубокое уважение. Это просто человек такой – с нормальной гражданской позицией. Надо, чтобы ее ПОСТУПОК, а это он и есть, стал примером для других, чтоб не боялись люди заступаться, особенно за детей, и чтобы при этом они не были в одиночестве. Против хамства, а это явное зло, с которым все-таки надо считаться, следует выступать сообща.

Так совпало, что накануне Международного дня защиты детей к нам в редакцию обратились за помощью две молодые женщины, многодетные матери. Истории их жизни словно сняты под копирку: после школы вышла замуж, родила четверых (пятерых) детей, жилья нет, муж бросил, получаемых пособий не хватает на жизнь, детей в школу (садик) не берут, потому что нет прописки. Живут, еле сводя концы с концами, помогают соседи, подруги, а родные отказались – у самих проблем невпроворот…

Говоря о защите детей, я имела в виду и их защиту от глупости родителей. Понимаю, что вызову гнев определенной группы читателей, но разве это разумно рожать столько детей без крыши над головой и не имея надежд получить ее от государства в обозримом будущем? Разве дети, рожденные в таких неполных семьях, не страдают от явной нищеты, которую не спрятать-не прикрыть? Разве эти дети не достойны ежедневно полноценно питаться, носить хорошую одежду, спать чистыми в чистой и при этом своей постели? По какому праву их обрекли на бесконечное няньканье братишек-сестренок, которых мама рожает через год? Прежде чем безудержно рожать, надо хотя бы задуматься о материальных обстоятельствах: а чем я буду кормить-одевать-обувать своих детей? Создам ли им хорошие условия для учебы, развития? Контрацептивы в нашей стране доступны – врачи давно говорят о необходимости планировать численность семьи. А коль желание рожать часто и помногу непреодолимо, значит, надо выбирать надежного, работящего мужа. А если попался «плохонький», то надо стараться изо всех сил сохранять нормальные отношения с ним и его родней и не лишать детей права расти в полноценной семье.

У ребенка такие же права, как и у нас. Говорят, что у него даже есть право не есть горячий борщ в летнюю жару. Начиная в очередной раз рассказ на тему «Когда я был маленьким…», вспомните, многие ли считались тогда с вашими правами…

Фарида ШАРАФУТДИНОВА

Реклама