Идет Рамазан, для мусульман – особенное время в году. Спросите, в чем его особенность? А в том, что именно в этот месяц был ниспослан Коран – наставление для людей, помогающее им отличать истину от лжи.
У каждого из нас свои взаимоотношения со Всевышним. Людям, выросшим в эпоху атеизма, постижение сути веры дается совсем непросто. Нам надо точно знать, есть ли Богу до нас – конкретных Маши, Серика, Зураба – дело. Мы привыкли к доказательствам. А кто их может предоставить? Если думаете, что священнослужители, то, как сказать… Знаю людей, которых именно поступки отдельных святош, контраст между тем, о чем они вещают и как в итоге поступают, как раз-таки и оттолкнули от веры, посещения мечетей, храмов. Многие предпочитают верить в Бога без посредников: только Всевышний и Я. По этому поводу есть афоризм: «Один человек вместе с Богом составляет большинство». Еще одна преграда к постижению Всевышнего – так называемые единоверцы. Встречаясь на мероприятиях, требующих соблюдения определенных обычаев, скажем, на похоронах, нет-нет да услышишь тихое шипение в твой адрес якобы истинно верующих: «Не так вошла», «Платок слишком яркий»… Есть притча, правда, она христианская, но от этого не утратила своей универсальной для других конфессий сути. «Бабушка говорила внуку: «Вот вырастешь, станет тебе на душе плохо – иди в храм, тебе всегда там легче будет».
Вырос человек. И стало ему жить как-то совсем невыносимо. Вспомнил он совет бабушки и пошел в храм. И тут к нему подходит кто-то: «Не так руки держишь!» Вторая подбегает: «Не там стоишь!» Третья ворчит: «Не так одет!» Сзади одергивают: «Неправильно крестишься!» А тут подошла одна женщина и говорит ему: «Вы бы вышли из храма, купили себе книжку о том, как себя здесь вести надо, потом бы и заходили». Вышел человек из храма, сел на скамейку и горько заплакал. И вдруг слышит: «Что ты, дитя мое, плачешь?» Поднял человек свое заплаканное лицо и увидел Христа. Говорит ему: «Господи! Меня в храм не пускают!» Обнял его Иисус: «Не плачь, они и меня давно туда не пускают…»
В чем еще особенность Рамазана? Согласно хадису Пророка, в этом месяце многократно увеличиваются шансы покаявшихся быть прощенными, надо стараться совершать как можно больше добрых дел – это внимание близким, прощение обид, раздача пожертвований, милостыни, чтение молитв. В нашей стране, продекларировавшей свободу вероисповедания, уважительно относятся к представителям различных конфессий. В Казахстане действует 3312 мечетей, храмов, молитвенных домов, синагог и других культовых объектов. Общими для нас стали основные праздники исламского и христианского календарей. Этой моделью толерантности Казахстан делится в планетарном масштабе. Уже в пятый раз в Астане прошел съезд лидеров мировых религий.
Съезды лидеров мировых религий. Вопрос в том, насколько эффективно их проведение. Мир не стал спокойнее: проливается кровь, миллионы беженцев. Накануне съезда, на заседании секретариата, представитель англиканской церкви епископ Бэдфорд Ричард Аткинсон заявил: «Мы просто обманем себя, если у нас будет политически корректный вежливый диалог без затрагивания сложных вопросов… Моя молитва направлена на то, чтобы мы работали над сложными задачами не только через слова, но и действиями во благо».
По мнению президента Назарбаева, которое он высказал на этом форуме, «…сегодня мир буквально повис в состоянии опасной неопределенности, произошло резкое ослабление режима глобальной безопасности. И этот процесс, похоже, еще не достиг своего дна». Пятым съездом мировых и традиционных религий принята итоговая декларация. В ней – ряд призывов, отражающих боль и надежды миллиардов людей по всему свету.
Первое. Прекратить все военные конфликты и объявить перемирие.
Второе. Должны быть решительно отвергнуты силовые методы решения любых политических противоречий.
Третье. Остановить разрастание пропасти недоверия. Надо прекратить взаимные санкции, от которых больнее всего страдают «третий мир» и простые люди. Важно предостеречь мир от опасности возобновления в ХХI веке стереотипов времен «холодной войны» и особенно блокового мышления.
Четвертое. Остановить практику разжигания межконфессиональной розни между людьми, в первую очередь в СМИ.
Пятое. Объединить усилия для решения проблем нищеты, голода, эпидемий, безработицы, борьбы с последствиями природных стихий и техногенных катастроф.
Это – условия безопасного и гармоничного мира. И Бог всем нам в помощь в достижении этих задач.
Фарида ШАРАФУТДИНОВА