В последнее время, предприниматели, экономисты и банкиры встречаются все чаще. Они придумывают антикризисные рецепты, которые позволят выжить бизнесу страны. Конференция под названием «Кризис — как возможность», которая собрала около 700 человек, не стала исключением. Эксперты предлагают свои варианты развития казахстанского предпринимательства в непростое время. Представители бизнес-сообществ, экономисты, банкиры страны, чиновники и блогеры, отмечают, что в непростое экономическое время нужно кардинально менять отношение к ведению бизнеса. Главный упор нужно делать на импортозамещение.
«Наша молочная ферма на рынке уже второй год. В сутки производим около 15 тонн продукции. Наше молоко берут такие компании как «Фудмастер» и «Алтын Дан». Мы, как предприниматели, считаем, что в такое непростое время нужно поддерживать тех, кто хочет заниматься сельским хозяйством. Ведь на сегодняшний день, страна только на 20-30 % обеспечивает себя натуральным сырьем. Это очень низкий процент. Эту цифру нужно довести хотя бы до 80 %», — говорит Алимжан Ахметов, директор ТОО «Казына Жер».
Бизнес-климат страны проанализировали экономисты и банкиры. По их словам, около 70 % обстоятельств зависит от правительства. Это вопросы господдержки, налоговой и валютной политики. И только 30 % зависит от самих предпринимателей. Им необходимо сконцентрироваться только на прибыльных направлениях бизнеса, оптимизировать персонал, заработную и ценовую политику.
«Те предприниматели, которые предлагают жизненно-важные продукты — они выживут, те предприниматели, которые предлагают продукты, без которых население может выжить, у них будут проблемы. И вам сейчас надо сокращать, смотреть где пошел дым. Нужно читать прессу, быть в курсе событий», — уверен Гани Узбеков, председатель Правления «Capital Bank Kazakhstan».
В целом, эксперты видят в непростом экономическом положении новые возможности. Регион самый густонаселенный, другими словами, обеспечен человеческим потенциалом. А географическая зона позволяет осуществлять те виды бизнеса, которые будут конкурентоспособны в других регионах Таможенного союза. А потому тем, кто намерен заняться или развивает собственное дело, важно не упустить момент.
«По фармотрасли будут большие изменения. Мы заходим в Таможенный союз. Сейчас обсуждается обоюдное согласие регистрации этих стран, на этой неделе будет обсуждение РФ. Рынок будет расти в сторону локализации. Многие заводы, препараты будут локализоваться. Локализация идет чтобы цена была адекватной. У местных предпринимателей появится возможность производить лекарства. Ведь существуют поддерживающие программы, которые помогут в бизнесе. На сегодняшний день, рынок фармотрасли от 9-10 % наполнен нашей продукцией, остальные 90% — импорт», — заявил Руслан Берденов, президент «Europharma» LLC.
При этом, специалисты полагают, что и изменение курса валюты — положительный фактор для предпринимателей. Ведь сейчас, продукция региона становится актуальной на экспортных рынках. К примеру, муку местные производители поставляют в приграничные страны. То же касается и хлопка.
«Хлопок экспортный товар, котируемый на бирже, тут привязка по долларовому эквиваленту, производить стало эффективно. С другой стороны, есть производство в котором можно использовать хлопковолокно, его производные. Всё, что мы носим, питаемся, более 80 % привозили из-рубежа, сейчас такой возможности у большинства населения не будет, нужно предложить что-то взамен», — говорит Талгат Алпысбаев, председатель Правления АО «НК СПК Шымкент».
При чем тем, кто предлагает что-то свое, взамен импортного, власти оказывают меры поддержки. За последние несколько лет появились новые промышленные предприятия. Акимат создал 3 индустриальные зоны. Все предприятия, находящиеся в специальных экономических зонах, обеспечивают коммуникациями, при этом коммунальные услуги дешевле на 30 %, чем за пределами этих зон.